Ковров

Ковров

Ковров, Город воинской славы, является административным центром Ковровского района и вторым (после Владимира) по населению городом Владимирской области – 132 417 человек (2021 г.). Ковров разместился  на обоих берегах реки Клязьмы в 64 км северо-восточнее Владимира. Город является крупным железнодорожным узлом на магистрали Москва (250 км до Коврова) – Нижний Новгород, и имеет выезд на автотрассу М-7 «Волга».

История

Хотя Ковров получил статус города всего около 240 лет назад, но его возраст намного более почтенный. По преданию, в 1157 г. владимирский князь Андрей Боголюбский, возвращаясь зимой из Суздаля в Стародуб (ныне – село Клязьминский Городок Ковровского района), заблудился в здешних лесах и случайно вышел к избушке зверолова Елифана. В честь чудесного спасения князя под Рождество на высоком клязьминском берегу была срублена деревянная церковь Рождества Христова. По названию этого храма находящаяся здесь деревня Елифановка стала именоваться село Рождественское (Рождествено). В XIII в. село вошло в состав Стародубского княжества.

С конца XV в. Рождествено переходит во владение князей Стародубских-Ковровых. Прозвище княжеского рода Стародубских «Ковры», по легенде, появилось с легкой руки князя Дмитрия Донского после того, как во время Куликовской битвы 1380 г. А.Ф. Стародубский вынес из вражеского стана дорогой ханский ковер. Именно это княжеское прозвище и дало в будущем новое название Рождественскому селу – Коврово.

Первое упоминание села Рождествено-Коврово в исторических документах относится к 1532 г. В Российском государственном архиве древних актов в Москве (РГАЛИ) хранится документ – деловая с отводом князей Ивана, Андрея и Семена Ковровых на вотчину их отца в сёлах Андреевское и Рождествено, датируемый 1532 г. 

В 1567 г. село Коврово было подарено князем И.С. Ковровым суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю, и находилось в его вотчине более двух столетий – до 1774 г. Местность вокруг села была богата залежами известняков, разработка которых с давних времен являлась одним из основных занятий ковровских жителей. Из ковровского белого камня возводились, в частности, постройки Спасо-Евфимиева и Покровского монастырей в Суздале.

Село Коврово имело достаточно выгодное расположение на берегу судоходной реки Клязьмы. В этом месте действовал постоянный перевоз через Клязьму на оживленном Нижегородском торговом пути. У села Коврово была создана торговая перевалочная пристань, куда отовсюду свозились хлеб, рыба, соль и другие продукты, лесные материалы, ремесленные изделия.

Все это способствовало приобретению селом Ковровым городского статуса. 1 сентября 1778 г. императрица Екатерина II подписала указ об учреждении уездного города Коврова во Владимирском наместничестве. В 1781 г. он уже имел свой герб как городскую привилегию. Существует легенда, что царский наместник граф Воронцов очень любил охотиться на зайцев в ковровских лесах. Именно он и предложил изобразить этих зверьков на гербе Коврова рядом с эмблемой Владимира – львом.

В 2022 г. на заседании Совета народных депутатов г. Коврова от 26 октября были внесены изменения в Устав города об увеличении возраста Коврова на 246 лет. С такой инициативой выступила директор Ковровского историко-мемориального музея, доктор исторических наук Ольга Монякова, обосновывая это тем, что в мировой практике принято исчислять возраст города не с того момента, когда населенный пункт официально получил городской статус, а с момента первого упоминания в исторических документах, то есть, применительно к Коврову,  – с 1532 г.

До середины XIX в. Ковров был тихим провинциальным городком. Промышленному и торговому развитию города способствовало строительство Нижегородской железной дороги, движение по которой было открыто в 1862 г. Тогда же в Коврове появились центральные железнодорожные мастерские, получившие известность в России. Здесь создавались товарные и пассажирские вагоны, удостоенные в конце XIX в. высших наград на промышленных выставках в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, в ковровских мастерских были произведены и первые санитарные поезда. В годы первой мировой войны Ковров был одним из пунктов формирования военно-санитарных поездов, каждый из которых мог принять до 400 раненых. В 1929 г. железнодорожные мастерские были перепрофилированы в ремонтно-механический завод, выполнявший заказ по ремонту импортных экскаваторов, а в 1931 г. – в Ковровский экскаваторный завод, ставший первым производителем отечественных экскаваторов «Ковровец».  

К началу XX в. Ковров уже стал крупным промышленным центром Владимирской губернии с населением 14 571 человек (по результатам первой Всероссийской переписи 1897 г.). Наряду с железнодорожными мастерскими в городе работали крупная паровая миткалево-ткацкая фабрика купца И.А. Треумова, чугунолитейный завод, многочисленные кирпичные заводы, паровая мельница, лесопилка.

В 1916 г. началось строительство Ковровского пулеметного завода. Настоящее становление завода с 1918 г. было связано с деятельностью выдающегося ученого В.Г. Федорова, изобретателя первого в мире автомата, и выдающегося конструктора автоматического оружия В.А. Дегтярева, который руководил проектно-конструкторским бюро завода до своей смерти в 1949 г. В Коврове работает мемориальный дом-музей В.А. Дегтярева, экспозиция которого рассказывает о его жизни и конструкторской деятельности. В 1949 г. завод получил новое название – Завод им. В.А. Дегтярева (сегодня он выпускает не только оборонную, но и гражданскую продукцию, например, мотоциклы).  В годы Великой Отечественной войны завод стал основным предприятием страны по производству противотанкового и других видов оружия для фронта.

Ковров в годы Великой Отечественной войны

Трудно переоценить вклад Коврова в Великую Победу. Славу городу принесли 13 Героев Советского Союза (Л.В. Лопатин, И.С. Носов, В.А. Бурматов, И.В. Першутов, Ф.Г. Коньков, В.И. Ястребцов, А.П. Генералов, П.К. Ранжев, В.Г. Кабанов, П.С. Маштаков, В.А. Заевский, А.П. Мартынов, Г.В. Прованов). Все крупные предприятия Коврова были переориентированы на военное производство. В городе действовало много госпиталей, так как он находился в тылу недалеко от линии фронта. В ноябре 2011 г. указом Президента РФ Коврову было присвоено почетное звание «Город воинской славы». В ноябре 2013 года на площади перед центральной проходной ОАО «Завод имени В.А. Дегтярёва» установлена стела «Город воинской славы».

В 2012 г. в связи с присвоением Коврову этого звания было решено скорректировать герб с учетом рекомендаций Геральдического совета при Президенте РФ. Вместо красной ленты герб теперь окружает бело-синяя орденская лента – знак того, что в 1978 г. Ковров был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Золотая башенная корона с пятью зубцами – показатель статуса городского округа. Скрещенные позади короны мечи символизируют присвоенное Коврову звание «Город воинской славы».

Экономика

Современный Ковров – крупный промышленный и научный центр России, прежде всего в оборонной отрасли, машиностроении и металлообработке. Предприятия этих отраслей создают свыше 70% общего объёма промышленной продукции города, на них занято около 40% трудоспособного городского населения.

ОАО «Завод имени Дегтярёва» (ЗиД) сегодня – многопрофильное предприятие, производящее не только продукцию оборонного назначения (стрелковое, противотанковое и ракетное вооружение), но и мототехнику (мотоциклы, мотобуксировщики, скутеры), почвообрабатывающую технику, оборудование пищевой промышленности, светодиодные светильники. ПАО «Ковровский механический завод» (КЭЗ) – одно из ведущих предприятий атомной отрасли России, с 2007 г. специализирующееся на изготовлении наукоёмкой и технически сложной продукции – газовых центрифуг (устройств для разделения изотопов урана). Основной специализацией ОАО «Ковровский электромеханический завод» (КЭМЗ) является гидроаппаратура, а также завод выпускает многофункциональные мобильные робототехнические комплексы, применяемые, в частности,  для поиска и дистанционного обезвреживания взрывоопасных устройств. В 2017 г. КЭМЗ начал выпуск нового модельного ряда  тракторов Zetor Forterra («АНТ 4135F») в рамках программы импортозамещения. ВНИИ «Сигнал» занимается разработкой и производством оборонной гидравлики и электроники. КБ «Арматура», с 1997 г. входящее в состав Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева, работает в области разработки и изготовления агрегатов и систем наземной инфраструктуры ракетно-космических комплексов, а также пневмогидросистем ракет-носителей.

Среди предприятий легкой промышленности в Коврове работают такие известные в России заводы, как «Сударь», производящий мужские костюмы, «Аскона» – крупнейший производитель ортопедических матрасов и др. В 1990-е годы  был возрожден старинный гончарный промысел, в 1993 г. основана фабрика «Ковровская глиняная игрушка», получившая статус народного художественного промысла.

Известные люди

С г. Ковров связаны имена многих известных людей России. Здесь жили и работали знаменитые конструкторы-оружейники В.А. Дегтярёв (1879/1880-1949), В.Г. Фёдоров (1874-1966), Г.С. Шпагин (1897-1952). Уроженцем  Коврова был И.М. Яцунский (1916-1983), советский учёный, один из создателей первого искусственного спутника Земли, признан как основоположник космической геодезии. В Коврове родились: А.М. Колесов (1834-1902), русский художник-портретист; С.К. Никитин (1926-1973), известный советский писатель; А.П. Непомнящий (1968-2007), популярный бард, рок-музыкант и др

Спортивный курорт Доброград

Сегодня интерес для туристов и гостей Коврова представляет спортивный курорт Доброград, который располагается на территории одного из первых в России частных городов и является уникальным объектом государственно-частного партнёрства. В сентябре 2016 г. в Доброграде проводился VI Международный спортивный форум «Россия – спортивная держава».

Автор: В. Королькова