Спасо-Евфимиев монастырь

1 – Спасо-Преображенский собор
2 – Надвратная Благовещенская церковь
3 – Успенская трапезная церковь
4 – Больничная церковь св.Николая Чудотворца
5 – Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Звонница)
6 – Киворий 
7 – Часовня-усыпальница Д.М. Пожарского 
8 – Архимандритский корпус
9 – Больничные покои при Никольской церкви
10 – Тюремный корпус
11 – Братский (келейный) корпус 
12 – Главная проездная (проходная) башня
13 – Башни и стены ограды 
14 – Северные ворота  
15 – Смотровая площадка 
16 – Пешеходный мост через р.Каменка 
17 – Памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому

В середине XIV в., когда ненадолго возрастает значение Суздаля, суздальско-нижегородские князья основывают в городе новые монастыри – Покровский и Спасский, который позднее получил имя Спасо-Евфимиева по его первому игумену Евфимию, признанному «святым» в начале XVI в. Спасский монастырь, находясь на высоком левом берегу Каменки, одновременно усиливал оборону города с севера. Уже в XV в. во владении у монастыря находились многие деревни и земли Средней Руси, пожалованные княжеско-боярской знатью. Монастырь обогащался и за счет пожертвований и  паломников к мощам святого Евфимия. В середине XVII в. он владел 10300 крепостных. Имеющиеся средства дали возможность монахам развернуть обширное каменное строительство.  Ко второй половине XVII в. монастырь превращается в мощную каменную крепость с 12 башнями, приспособленными для боя и хранения боеприпасов, и общей протяженностью стен около 1400 м.  О боевом замысле монастырской крепости говорят также  многочисленные бойницы в стенах и разная высота стен  и башен (с неприступной стороны крутых склонов реки   они  ниже, с южной, равнинной  стороны – выше). Несмотря на свою мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.

Почти в центре южной стены монастыря, обращенной в сторону города, стоит Проездная (проходная) башня. О ее главенстве говорят прямоугольная форма (в отличие от других башен – граненых и круглых), внушительная высота (22 м) и богатство декоративной обработки в стиле суздальских посадских церквей.  Башня увенчана как бы церковной главкой с флюгером вместо креста. В XVIII в. в главную башню ударила молния, нанеся серьезные разрушения.  Ремонт башни состоялся только в 1860 г.

За воротами главной башни – еще одни ворота, помещенные в нижнем ярусе Благовещенской церкви, которая как бы перекрывает проход к главному зданию монастыря. Надвратная церковь, построенная в качестве главных  ворот монастыря на рубеже XVI - XVII вв., после возведения каменной стены оказалась внутри монастырских стен. Необычно архитектурное решение церкви: с востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть, сдвоенные окна которой очень украшают здание, наверх ведет лестница через паперть.  В церкви сохранилась настенная роспись XIX в.

В Благовещенской надвратной церкви расположена экспозиция «Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский» Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Значительность экспозиции в том, что в ней представлены вклады князей Пожарских в суздальские храмы и монастыри. Например, в алтарной части можно увидеть резные царские ворота середины XVII в. – вклад Д. Пожарского в Покровский монастырь. Это замечательный образец древнерусского искусства. В экспозиции помещена копия духовной грамоты Д. Пожарского, в которой он завещал похоронить себя в Спасо-Евфимиевском монастыре (подлинник – в Госархиве древних актов в Москве).

За аркой надвратной церкви расположены древнейшие здания монастыря. Их архитектурная история не во всем ясна, даты их создания определяются лишь  относительно. Таким сложным и очень редким памятником  является Звонница, которая сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI-XVII вв. Древнейшей ее частью является девятигранник первоначального столпообразного храма «под звоном» (первые десятилетия XVI в.). Эта столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи, возможно, была построена в четь рождения Ивана IV (Грозного) за счет великокняжеской семьи. По другой версии, эта столпообразная церковь построена как «моленный» храм во время приездов в Суздаль бездетной великокняжеской четы  - Василия III и Соломонии Сабуровой (есть и еще версии, о которых скажем ниже). Она представляла собой столпообразное трехъярусное строение, завершенное килевидными закомарами и небольшой главкой. Такие храмы строились на Руси недолго и сохранилось их очень мало. В конце XVI-XVII вв. к столпу была пристроена звонница в виде стены с трехпролетной аркадой звона на коротких граненых столбах, сравнимая с ростово-ярославскими. На стыке столпа и аркады стоит палатка-часозвоня с шатром. Самый большой колокол на звоннице в XVII в. весил 355 кг, в XVIII в. - 560 кг. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства». В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день,  и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 2008 г. была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты.

Почти напротив звонницы расположена Успенская трапезная церковь (построена, по расчетам  Н.Н. Воронина, около 1525 г., по современным данным, - в последней четверти XVI в.), редкий памятник церковного и гражданского зодчества.    Это небольшой столпообразный храм: восьмерик на четверике, с двумя ярусами кокошников, шатровым верхом, мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками. К нему примыкает миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой (Диомидовский придел).   С другой стороны с Успенским храмом соединяется двухъярусная трапезная палата под тесовой кровлей.  Нижний этаж палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, на верхнем помещался  одностолпный трапезный зал со сложной системой  сводов.  В России сохранилось лишь около 20 трапезных палат XVI в. После реставрационных работ в 2006 г. в помещении Успенской трапезной церкви открыт Музей наивного искусства – первая и самая крупная в России постоянно действующая экспозиция художников-самоучек.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает Архимандритский корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII в.  Это двухэтажное Г-образное строение с крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы и придающей зданию теплоту и уют жилых покоев.  Корпус возводился как казённое здание (здесь размещались приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив), но примерно с конца XVIII в. в нём проживал архимандрит монастыря. С 1650 по 1654 гг. архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Питирим, будущий восьмой Патриарх Московский и всея Руси. В помещении Архимандритского корпуса сейчас располагаются экспозиции «Книга шести столетий» и «Русская икона XVIII – начала XX вв.».

Братский корпус – это еще один памятник гражданской архитектуры допетровского периода. Он был предназначен для монашеских келий (жили по 3-4 человека). Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII в., являются вся южная часть братского корпуса и первый этаж северной части. Главное украшение здания - оконные наличники с кокошниками. В помещениях Братского корпуса с 2003 г.  располагается первый в России «живой» музей реставрации «Побеждая время». Его уникальность в том, что посетители могут не только увидеть спасенные шедевры, но и наблюдать «священнодействие» реставраторов. Кроме того, в корпусе разместилась экспозиция «История суздальских монастырей».

Между звонницей и трапезной церковью торжественно размещается пятиглавый Спасо-Преображенский собор XVI в.  Снаружи он украшен аркатурно-колончатым поясом. В XVII в. на стенах появилась наружная роспись.  К юго-восточному углу храма примыкает Евфимиевский придел, который, вероятно, был сооружен намного раньше собора – в 1507-1511 гг. По сути, это был первый каменный храм монастыря – маленькая памятная бесстолпная церковка над могилой святого Евфимия. В середине или в конце XVI в. к ней был пристроен большой собор, и она превратилась в его придел. Евфимиевский придел был соединен галереей с находящейся недалеко столпообразной церковью Рождества Иоанна Предтечи «под звоном». Переход находился на уровне  второго яруса церкви, что подтверждает сохранившаяся дверь в западной стене церкви, оформленная как портал, но не выполняющая сегодня никакой функции. О наличии галереи свидетельствуют эскизы XIX в., сделанные графом Уваровым во время проводимых раскопок усыпальницы князей Пожарских. Выше уже говорилось о разных версиях назначения этой маленькой церкви рядом со Спасо-Преображенским  собором. Здесь приведем еще одну версию: скорее всего, столпообразная  церковь использовалась для исповеди  князей и государей, на которую они незаметно для многочисленной молящейся паствы проходили по галерее из собора. 

Стены Спасо-Преображенского собора расписывались в 1689 г. артелью костромских мастеров под руководством знаменитого Гурия Никитина. Но эти творения были скрыты под росписями XIX в. С начала 1970 –х годов почти тридцать лет велись работы по восстановлению первоначальных фресок великого русского живописца. В настоящее время их большая часть осовбождена от поздних записей. Фресками были украшены также стены придела св. Евфимия. В различных сценах жития святого отражены даже выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.

Памятник-часовня на месте захоронения Дмитрия Пожарского. К востоку от Спасо-Преображенского собора в 1642 г. был погребен в родовой усыпальнице выдающийся полководец князь Дмитрий Пожарский. Вместе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым  он возглавил народное ополчение, освободившее в 1612 г. Москву от польских интервентов и положившее конец Смуте в России.  

К концу ХVII в. усыпальница оказалась заброшенной - некому было заботиться о могилах предков.  В 1766 г. по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и использовали для церковного строительства. Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 г. археолог граф Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает стены усыпальницы, которая была тщательно исследована специальной комиссией и признана захоронением Д. Пожарского. В 1885 г. над могилой Д. Пожарского на народные средства был сооружен памятник-часовня по проекту архитектора А.М. Горностаева.

В 1933 г. памятник был разрушен, так как монастырь был отдан под тюрьму для политзаключенных. В 1967 г. монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, и начались масштабные работы по его реставрации. В 1974 г. над  захоронением национального героя появился монумент скульптора Н.А. Щербакова, архитектора И.А. Гунста.

В 2009 г. разрушенный мавзолей  Дмитрия Пожарского был восстановлен с максимальной точностью. На месте захоронения полководца установлен крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения - памятник-часовня. На открытии памятника присутствовал Президент России Д.А. Медведев.

Никольская больничная церковь – редкий памятник церковного и гражданского зодчества. В строительной документации 1669 г.  были определены требования к зданию: верх не должен быть шатровым, здание должно быть теплым. Двойной свод увеличивает высоту храма, но позволяет экономно уменьшить теплое помещение.  Фасады церкви декорированы закомарами-кокошниками и нарядными наличниками окон. К храму примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом для больных монахов на первом этаже.  Редкая для древнерусского зодчества внутристенная лестница вела на нежилой верхний этаж.

В помещении больничной церкви с 2006 г. после серьезной модернизации располагается доступная для посетителей экспозиция «Золотая кладовая». В ней можно увидеть уникальные образцы древнего шитья XIV-XVII вв., произведения русских мастеров золотого и серебряного дела разных эпох, с XII-XIII вв. и до начала XX в., драгоценные образцы прикладного искусства XVI-XVII вв., в том числе иконы и предметы церковной утвари и др.

Тюремный корпус.  Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале был известен не только мощами святого Евфимия и его чудесами.  Монастырь с середины  XVIII в. приобрел новую, весьма печальную известность.  По распоряжению Екатерины II в 1766 г. здесь была учреждена государственная тюрьма-крепость. Первоначально она предназначалась для умалишенных религиозных колодников. Однако, как показывают документы, за 150 лет существования в крепости находились люди, наделенные здравым умом и памятью, а умалишенными они становились за многие годы нахождения в заключении.

Первоначально арестанты содержались в двух палатах в покоях Никольской больничной церкви. С 1823 г. под тюрьму приспосабливается келейный корпус XVIII в., который  был последней крупной постройкой монастыря в 1730 г. Это протяженное одноэтажное здание казарменного типа с прогулочным двором перед ним, расположенное за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря.   В 1889 г. при крепости создается особая тюремная церковь в честь Корсунской Божией Матери. 

Узники были разных сословий и званий, светские и духовные. Здесь прошли последние годы жизни декабриста Ф. Шаховского и монаха-прорицателя Авеля, предсказавшего судьбу рода Романовых.

Арестантское отделение официально просуществовало до 1 января 1906 г. Но в 1923 г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы.  До 1939 г. в ней существовал политизолятор,  в котором содержались, в частности, митрополит П. Крутицкий, экономист с мировым именем Н. Кондратьев, один из организаторов  знаменитой советской денежной реформы 1922-1924 гг. Л. Юровский, бывший директор Государственной публичной библиотеки В. Невский, один из идейных противников методов руководства правящей партии  М. Рютин и многие другие.

С 1940 по 1946 гг. Спасо-Евфимиев монастырь превратился в лагерь для  военных: солдат и офицеров, проходивших проверку после фашистского плена или выхода из окружения противника. С 1943 г. в лагерь начали поступать немецкие военнопленные, в частности, из разгромленной под Сталинградом группировки фельдмаршала Ф. Паулюса. Летом 1943 г.  более двух месяцев здесь содержался и сам Ф. Паулюс.

После закрытия лагеря для военнопленных с 1946 по 1967 гг. на территории монастыря размещалась трудовая и воспитательная колония для несовершеннолетних. Сейчас в тюремном корпусе находятся экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».  

Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 г. монастырю был присвоен статус музея. В настоящее время он находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря со всеми описанными зданиями-памятниками внесен в Список Всемирного культурного  наследия ЮНЕСКО.

Время работы (с 28 апреля 2017 года):

  • понедельник-четверг, воскресенье: с 10:00 до 19:00;
  • пятница-суббота: с 10:00 до 21:00;
  • последний четверг месяца с 15:00 до 19:00 – санитарный день.

Внимание! Колокольные звоны в монастыре: 10.10, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00;
в среду звоны воспроизводятся в записи

Автор: В. Королькова