Муромский калач

Муромский калач

Вообще калач (от праславянского «коlась», «kolo» – «круг») – вид белого хлеба, обычно выпеченный в виде кольца (южнорусский калач) с небольшим отверстием или в форме замка с дужкой (калач в центральной и северной России). Наиболее известный в истории России гиревидный калач – муромский калач. Именно такой калач изображён на гербе Мурома – одного из крупнейших и старейших центров калачного производства.

Изображение трёх крупитчатых (т.е. испечённых из муки-крупчатки) калачей на гербе Мурома, который был дарован городу Екатериной II в 1781 г., связывают с преданием о том, что императрице очень понравились калачи, преподнесённые ей во время проезда через Муром. Императору Павлу I тоже довелось попробовать муромских калачей в мае 1789 г. Он хвалил их вкус и даже отправил несколько калачей в Петербург с курьером.

Первоначальное появление калачного производства в Муроме объясняется историческими контактами муромлян с татарскими хлебопёками, а его закрепление в городе – ростом торгового значения Мурома в средние века. Поэтому, крупнейший исследователь русской кулинарии В.В. Похлёбкин связывал название муромского хлеба с татарским словом «калач», буквально означавшим «будь голоден!» (то есть «разыгрался аппетит»). Значит, калач – это аппетитный продукт!

Муромский калач готовился из ситного теста (мука для него пропускалась через сито, а не через решето, которое имело более редкую сетку). Главная особенность теста для  калача – это скважистость. Она достигается тем, что тесто долго мяли («тёрли») руками по льду, благодаря чему содержащийся в нём углекислый газ не испарялся, а изделие получалось пористым. Так появилось выражение – «тёртый калач», означающее человека, имеющего большой жизненный опыт, которого трудно провести или обмануть, умеющего найти выход из любой ситуации.

Форма муромского калача тоже была особенной. Он состоял из трёх частей – толстого «животика», нависающей над ним хрустящей «губы» и «ручки». Эти три составляющие калача, имея разный объём и форму, по-разному пропекались и отличались по вкусу. Считается, что богатые люди съедали лишь утолщённую часть калача («животик» с «губой»), держа калач за «ручку». Из соображений гигиены они «ручку» не ели, а бросали нищим или собакам. Если видели, что человек ест ручку калача, то о нём говорили – «дошёл до ручки». Это выражение означает  бедственное материальное состояние, потерю социального статуса, личного достоинства и даже человеческого облика.

Сегодня калач стал практически символом Мурома. В 2012 г., к 1150-летию Мурома, в центре города появилась новая достопримечательность – памятник Муромскому калачу, который подогревается изнутри для имитации тёплого хлеба. Кроме того, с того же года стал проводиться самобытный Праздник калача. Одним из организаторов праздника стал музей «Хлебная горница», где рассказывают об истории калача и проводят мастер-классы по его выпеканию.

Муромский калач сегодня – прекрасный гастрономический сувенир. Его можно приобрести в хлебных магазинах города. Но особенные калачи, различные по размерам и оформлению, необыкновенно вкусные, предлагает пекарня Спасо-Преображенского монастыря.

Автор: В. Королькова