Аргуновская резьба

Аргуновская резьба

Аргуновская резьба по дереву, уходящая корнями в XVIII в., прославила плотницкий и столярный промыслы Владимирской земли. Названа она так была по селу Аргуново, которое населяли искусные плотники. Аргуново, бывшее центром волости (сегодня не существует), располагалось на территории нынешнего Петушинского района, в срединном течении реки Киржач. Основным занятием крестьян Аргуновской волости Покровского уезда Владимирской губернии было не земледелие, а плотницкая работа. В XIX в. тысячи аргуновских плотников ежегодно отправлялись на заработки в крупные города, и получили широкую известность за пределами своей губернии – в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, где их называли аргунами. В своём знаменитом словаре В.И. Даль объясняет слово «аргун» как «владимирский плотник».

По некоторым сведениям, выходцами из аргуновских плотников-столяров были крепостные графа Шереметьева – талантливые художники и архитекторы Аргуновы, работавшие в конце XVIII в. над художественным оформлением дворцов в Останкино и Кусково под Москвой.

Мастеровые крестьяне-аргуны из Владимирской губернии специализировались на изготовлении резной мебели (кресел, столов, рам), резных церковных иконостасов, прорезного и плоскостного узорчатого декора на фасадах городских деревянных дворцов и изб (карнизы, наличники, полотенчики). Они удивляли своим уменьем подбирать дощечки из разных пород дерева для паркетного пола, чтобы он приобретал замысловатые узоры.

Аргуновская резьба отличалась необыкновенным разнообразием рисунков и, главное, – сочетанием в деревянном декоре древних языческих символов солнца и урожая, берегинь и оберегов, добрых домовых и диковинных птиц с человеческими лицами, былинно-сказочных драконов и русалок – с античными колоннами и полуколоннами, гроздьями винограда и ветвями благородного лавра. Выполняя заказы у столичных вельмож и купцов, мастера-резчики воспринимали элементы европейской классической культуры, которые органично соединялись в их художественных фантазиях с усвоенными от дедов и прадедов древнерусскими образами. Кроме того, часто аргуновские резные узоры наличников и иконостасов раскрашивались с использованием преимущественно пастельных и тёплых тонов. Это придавало декору особую красоту и изысканность.

До начала XX в. аргуновской резьбой были оформлены почти все дома в центре Киржача, придавая им праздничный вид. К сожалению, в советские годы аргуновский декор на многих домах в Киржаче, изрядно обветшавший, а, кроме того, в соответствии с новыми идеологическими подходами, признанный мещанским, был демонтирован и заменён безликими новыми формами наличников и карнизов. Но в близлежащих деревнях – Финеево, Ильинское, Никифорово и др. – на фасадах старых изб сегодня ещё можно увидеть остатки былой роскоши – ажурных резных украшений.

В настоящее время осталось мало мастеров, владеющих секретами аргуновской резьбы по дереву. И всё же это искусство не утрачено и возрождается усилиями таких, например, энтузиастов, как резчик М.Е. Гашин. Более десяти лет заняла у него работа по реставрации в классическом аргуновском стиле резного иконостаса Свято-Георгиевской церкви в селе Ильинское Киржачского района. Мастер собрал большое количество архивных материалов, досконально изучил особенности аргуновской резьбы по старинным лекалам и сохранившимся образцам, наблюдал за работой потомков аргуновских резчиков и разговаривал с ними.

В конце 2015 г. Михаил Гашин восстановил в Киржаче фасад жилого дома аптекаря Заруцкого, построенного в 1903-1905 гг. (г. Киржач, ул. Гагарина, 34). Мастер аргуновской резьбы планирует украсить ещё несколько домов в центре Киржача, чтобы хотя бы частично воссоздать исторический облик города.

Автор: В. Королькова