Народный костюм

Народный костюм

Национальная одежда – это часть культуры народа, отражает его историю и традиции. Народный костюм формируется под воздействием климата, географического положения, хозяйственного уклада, рода деятельности и мировоззрения людей. Кроме того, национальная одежда всегда несла информацию о социальном статусе человека, подчёркивала возрастные и семейные особенности.

Считается, что русский национальный костюм стал складываться примерно к XII в., в период формирования русской нации. Он использовался всеми сословиями вплоть до начала XVIII в., когда царь Пётр I стал активно приглашать иностранцев в Россию и приобщать элиту к европейской культуре. После указа 1699 г. в аристократической среде исчез национальный костюм. Его разрешено было носить только крестьянам, монахам и священникам.

Отличительной особенностью русского народного костюма были наличие многих составляющих и многослойность. Народные костюмы отличались большим разнообразием. Издавна на Руси для их изготовления использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками, часто в яркие цвета (преобладал белый, синий и красный цвета), богато украшали тесьмой, бисером, вышивкой.

В русском народном костюме соблюдалось чёткое деление на повседневную, праздничную и обрядовую одежду (для свадьбы, церкви, похорон и др.). Повседневная одежда была достаточно простой, состояла из самых необходимых элементов, шилась из недорогих, но прочных тканей. Для сравнения, повседневный женский наряд мог включать всего семь предметов, а праздничный – до двадцати. Праздничная одежда была более богато декорирована, с использованием шёлковых и золотых ниток, бисера, шилась из дорогих тканей. Праздничный наряд был настоящим сокровищем для семьи и передавался из поколения в поколение.

Красота костюма зависела от фантазии мастерицы и её умения сделать одежду не только неповторимой, но и «говорящей» о месте жительства, социальном статусе, возрасте, семейном положении и роде деятельности ее обладателей. Часто на создание одного костюма уходило больше года.

На Руси выделялось два основных вида женского костюма: сарафанный комплекс (северные и центральные русские регионы) и понёвный (южнорусский). Сарафаны – платья без рукавов – различались по тканям и покрою (глухие, распашные, на лямках, со швом впереди или на пуговицах и пр.). Для Владимирской губернии были характерны косоклинные старообрядческие сарафаны на красном подбое, с образующимися за счёт покроя красивыми фалдами сзади. Понёва – женская юбка, состоящая обычно из трёх кусков ткани (глухая или распашная), с богато украшенным подолом. Понёва была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Основой  женского наряда издавна была длинная рубаха, которая одевалась под сарафан или понёву. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие – из шёлка. Они украшались оторочкой или вышивкой.

Обязательной составляющей русского народного костюма был головной убор, который завершал весь наряд, делая его цельным. Различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи – ленты, повязки, обручи, сложенные жгутом платки – оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. У замужних женщин волосы полностью прятались под головным убором – кикой (кичкой), кокошником. Передняя твёрдая часть кики выполнялась в форме рогов, копыта или лопатки. Поверх кики надевалась нарядная сорока – верхняя часть головного убора из кумача, шёлка или бархата. Сзади кики волосы прикрывал позатыльник, часто украшенный бисером. Зимой при выходе из дома женщины покрывали такой головной убор платком.

Изучением и восстановлением народного костюма занимаются этнографы, историки, краеведы. На Владимирской земле известны работы мастеров  по истории народного костюма Ольги Чемодановой и Татьяны Гребневой. Они изучают исторические источники и вручную воссоздают одежду по подлинным образцам и старинным рисункам. Обе художницы – участницы и дипломанты многочисленных выставок и фестивалей народного костюма.

Ольга Чемоданова владеет старинными приемами рукоделия – бисероплетения, золотого шитья, плетения поясов. В Судогодском доме народного творчества Ольга Чемоданова создала театр народного костюма «Традиция» и любительское объединение «Сударушка», где она проводит мастер-классы по ткачеству, пошиву русского костюма, вышивке и плетению поясов.

Татьяна Гребнева также возрождает традиции народного костюма Владимирской губернии, исследуя их уже почти четверть века на основе этнографических экспедиций. Она создаёт костюмы для государственного вокально-хореографического ансамбля «Русь», известного далеко за пределами Владимирской земли. Кроме того, она стала автором экспозиции мастерской-музея «Светёлка» во владимирском Дворце детского творчества.

Адрес Судогодского Дома народного творчества: Владимирская область, г. Судогда, ул. Ленина, д.10.
Телефон: +7 (49235) 2-35-40

Адрес музея-мастерской «Светёлка»: г. Владимир, ул. Мира, д.8.
Телефон: +7 (4922) 33-66-57

Автор: В. Королькова

Источник: ГТРК Владимир, эфир от 27.06.2017