Владимирский рожок

Владимирский рожок

Рог на Руси издавна служил сигнальным инструментом. Звуком рога собирали народ для сообщения важных известий, оповещали о прибытии почты, доставляемой ямщиками. Под звуки рога проходила охота. Сигнал рога звучал во время военных действий и торжественных церемоний. Начиная с X в. рог упоминается в устном народном творчестве (песнях, былинах, сказаниях), его изображение встречается в древнерусских летописных сводах и фресковой живописи.

В конце XVII – начале XVIII вв., по мнению исследователей русских народных инструментов, получил широкое распространение пастушеский рожок как музыкальный инструмент. Он служил для подачи сигналов во время работы: звуком рожка пастух собирал стадо, пас его и охранял. Во время отдыха на рожке исполнялись несложные наигрыши. В полях можно было услышать целые «оркестры» рожечников. Пастушеские рожки приобрели большую популярность у народа, особенно в крестьянской среде.

Первоначально рожки изготовлялись из натуральных рогов животных, но постепенно были заменены деревянными трубками конической формы. Для изготовления инструмента народные мастера, как правило, использовали берёзовые заготовки длиной 150-200 см: продольно их раскалывали, полукруглыми стамесками выбирали древесину, оплетали берестой две обработанные половинки. Перед игрой рожок смачивали водой, чтобы щели на стволе плотно закрылись, и звучание стало более сильным. Небольшое углубление в начале ствола служило мундштуком. Раструб делали конической формы из жести или натурального коровьего рога.

Большое распространение рожок получил среди пастухов в селах центральной России. Но наибольшую известность как музыканты-рожечники уже в XVIII в. приобрели крестьяне Владимирской губернии. Весной вместе со своими рожками они выезжали на сезонные работы в села других губерний. По сути, сформировался целый отхожий промысел владимирских рожечников. Они были непременными участниками праздников в селах, выступали и на городских ярмарках.
Ансамбли, составленные из музыкантов-рожечников, стали называться «хорами».

В середине 1850-х годов в деревне Мишнево Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Камешковский район) крестьянином Н.В. Кондратьевым был создан оркестр рожечников, состоящий из крепостных музыкантов различных сел – Мишнево, Суслово, Горки, Берково, Остров, Машково, Симаково. Первые выступления «хора» рожечников проходили в основном на праздниках и гуляньях в соседних губерниях. В 1865 г. владимирские рожечники получили широкую известность на Нижегородской ярмарке, что было отмечено в печати. Их выступлением тогда был восхищен писатель Максим Горький.

Но наибольший успех пришел к крестьянским музыкантам в Петербурге в 1883 г., когда они были приглашены в Петергоф и играли для самого императора Александра III и его семьи. Рукоплескали владимирским рожечникам даже Париж и города Германии и Бельгии, где им пришлось показывать мозоли на руках, доказывая, что они не переодетые артисты из консерватории, а настоящие крестьяне. Оркестр рожечников под руководством Н.В. Кондратьева просуществовал более 40 лет, до конца 1890-х годов.

Пастушеский рожок с той поры стал именоваться «владимирским», благодаря славе Н.В. Кондратьева и его рожечников, хотя распространен был во многих губерниях. Владимирский рожок и владимирские рожечники как особые понятия включены во все энциклопедические словари. Не случайно на гербе Камешковского района Владимирской области изображен пастуший рожок.

Владимирский рожок – это уже не просто пастуший атрибут, а вполне самостоятельный музыкальный инструмент. Изготовляют его из берёзы, клёна или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. Звук рожка, сильный и пронзительный, зависит от его размера. Существуют две разновидности рожка: малый рожок (местное название – «визгунок»), длиной 30-32 см, и большой рожок («бас»), длина которого может достигать одного метра. Иногда используется рожок, средний между малым и большим – «полубасок», длиной 50-60 см.

Рожки имеют шесть игровых отверстий: пять из них расположены на лицевой стороне, одно – с тыльной. Они находятся относительно друг друга на одинаковом расстоянии. Часто мастера не придавали особого значения расположению отверстий на стволе рожка. Поэтому разница в их местоположении иногда составляла 3-4 см. Чистота тонов достигалась силой подачи струи воздуха, позволяющей повышать или понижать тон.

Традиции музыкального искусства хора рожечников Н.В. Кондратьева на Владимирской земле сегодня сохраняет и развивает ансамбль народной музыки «Владимирские рожечники». Он был создан в 1997 г., в 2006 г. ансамблю присвоено звание «Народный коллектив». Художественный руководитель ансамбля – лауреат премии Правительства России "Душа России" Александр Лебедев. Ансамбль выступал на лучших концертных площадках страны (в залах РАМ им. Гнесиных, в концертном зале им. П.И. Чайковского, в Кремлевском Дворце Съездов), совместно с фондом «Новые Имена» был на гастролях в Германии. Ансамбль является лауреатом и дипломантом Международных и Всероссийских конкурсов, а также активным участником проекта народной артистки России Надежды Бабкиной – Всероссийского фестиваля-марафона «Песни России». Ансамбль «Владимирские рожечники» является одним из базовых коллективов Областного Центра народного творчества.

«Владимирские рожечники» ведут большую концертную и просветительскую работу, выступая в общеобразовательных школах, воинских частях, больницах, на областных и городских мероприятиях. Во время каждого концерта А. Лебедев старается познакомить зрителей с историей владимирского рожка, его устройством, с народной русской музыкально-песенной культурой.

Репертуар коллектива состоит из народных песен и наигрышей, которые исполняли владимирские рожечники в конце XIX – начале XX веков, а также современных обработок народной музыки. В программы концертов включаются лирические, плясовые, свадебные, кадрильные, календарные, шуточные, солдатские песни разных областей России. Артисты не только играют на рожках, но поют и пляшут.

«Владимирские рожечники» – это очень яркий и самобытный коллектив народной музыки, и сегодня, по сути, стал «визитной карточкой» Владимирской области.

Автор: В. Королькова