Обрядовые куклы

Обрядовые куклы

На Владимирской земле, как и по всей Руси с древних времён самодельные тряпичные куклы были не только детскими игрушками, но выполняли и некую символическую функцию: использовались для обрядов и служили оберегами. Создаваемые людьми, куклы  являются частью культуры народа, сохраняют его характерные черты и самобытность. Традиционные обрядовые куклы воплощают такие ценности, как  жизнь, продолжение рода, здоровье, семья, труд, добро, красота и др. Обрядовых кукол почитали, размещая их на самых важных местах в избах, наделяя определённой защитной силой.  Кукол в доме мог быть не один десяток, они бережно хранились, передавались от старших младшим, и даже были частью приданого.

Самодельные тканевые куклы являлись атрибутом основных семейно-бытовых и календарных обрядов. Их особенностью было то, что лицо оставляли белым. Безликая кукла считалась недоступной для вселения в неё злых сил. Лицо же наделяет поделку душой, делает её двойником конкретного человека, что может причинить ему вред при неправедном использовании куклы. Лишь в редких случаях лицо обозначали крестом (вышитым или нарисованным), который  как солнечный знак как раз и делал куклу оберегом. Кроме того, деревенские женщины считали, что в доме не должно быть лишних глаз.  Кукла без лица – слепа, глуха и нема, и только тогда она может сохранить тайну рода, семьи.

В большинстве случаев кукла – это образ женщины, поэтому прямую связь с ней имела, прежде всего, женщина. Условность и схематичность фигурки не мешали видеть цельный образ, который мог быть и девицей на выданье, и замужней женщиной. Куклы-обереги использовались по-разному. Например, когда в семье были ссоры, женщина, оставшись одна дома, открывала окна и как маленьким веником  «выметала сор из избы» куклой. Но и мужчины могли быть под защитой куклы: женщина снабжала мужа куклой, например, перед дальней дорогой, чтобы та охраняла его и напоминала о домашнем очаге. У каждого новорожденного ребёнка была в колыбельке самодельная куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза». Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу: такими куклами в семье обкладывали больного человека – для скорейшего выздоровления.

Обрядовые тряпичные куклы делались из различных материалов (ткань, береста, солома и др.) с использованием старинных техник и технологий. Кукла-закрутка (скрутка) – одна из самых простых народных кукол-оберегов. Считалось, что закрутка, завивание – ритуальное действие, имеющее защитные продуцирующие функции, которые ассоциируются с зарождением, ростом, преумножением. Витье связывали, например,  с рождением ребёнка  - «вить», «повивальная бабка», «свивальник» (лента для закрепления пелёнок). Кручение было символом брака: термины «окручаться», «кручёнка» означали любовную связь, «округа», «скрута» – наряд невесты, приданое.

В основе такой куклы-скрутки должен быть «столбик», который делали из чего угодно: бересты, круглого чурбачка, палочки, обмотанной тряпочкой, просто из плотной льняной ткани, скатанной в валик. Отсюда и название такой куклы – столбушка.  Главной особенностью этой куклы было её изготовление без иголки с ниткой. Ведь куклу-берегиню колоть недопустимо! По этой же причине не использовались и ножницы: кусочки ткани нужного размера отрывались руками.  Все элементы кукольной одежды выполнялись из лоскутов ткани, оставшихся от шитья или от старой изношенной одежды. Стягивая кукольное тельце нитками, выделяли пропорции фигуры: голова, талия, руки. Одежда куклы копировала традиционный народный костюм: сарафан, рубашка, поясок, головной убор.

Во Владимирской губернии бытовало изготовление традиционной народной куклы из бересты – «владимирская столбушка». Вообще, берестяные работы в нашем крае были распространённым делом, так как берёза произрастала практически на всех территориях.   Благодаря берестяной основе кукла-столбушка получалась устойчивой, могла «стоять».  Кусок берестяной коры (примерно 10х25 см) помещали в кипяток, чтобы он стал мягким и легко скручивался в трубочку диаметром 3 см. Затем трубочку закрепляли посредине нитками.

Далее квадратиком белой ткани  (примерно 15х15 см), чтобы у куклы было белое лицо, накрывали скрутку по центру и делали четыре складки, формируя голову. На уровне шеи (примерно 2 см от верха) лоскут закрепляли 2-3 витками нити. Чтобы голова получилась круглой, её наполняли льняным очёсом, сухими травами, соломой, даже волосами. Вдоль берестяной трубочки укладывали противоположные углы лоскута. Под передний угол ткани подкладывали кусочек наполнителя (другой ткани, соломки и др.), чтобы получилась грудь куклы. Затем 2-3 витками нити формировали талию. Другой лоскут (примерно 7х10 см) оборачивали  вокруг берестяного столбика поверх первого и закрепляли 2-3 витками нити. Получалась рубашка и нижняя юбка. Боковые свободные концы основного лоскута загибали внутрь, отступив от краёв на 0,5 см, и закрепляли 2-3 витками нити, чтобы получились руки. Из цветных лоскутов мастерили сарафан и фартук, которые крепили на поясе куклы витым из цветных нитей поясом-шнуром. В завершение, на голову кукле повязывали цветной платок.

Во Владимирской губернии у девушек была традиция загадывать на жениха с помощью берестяной куклы-столбушки: 14 февраля (1 февраля по старому стилю) на бересте писали имя суженого.

Источник: https://traditions33.ru/crafts-trades/obryadovye-kukly/about/