Купеческие палаты XVII в.

Дом Ершова (Судоплатова) (ул. Ленина, 9) 
Дом Ершова (Сапожникова) (ул. Нагорная, 4) 
Дом Ширяевых (Шумилова) (ул. Советская, 5) 
Дом Опарина (ул. Набережная, 42)
Дом Канонникова (ул. Набережная, 44)

Историческое лицо Гороховца отражается в сохранившихся архитектурных памятниках. Сегодня они создают очень интересный и редкий ансамбль, включающий как культовые, так и гражданские сооружения. Среди древнерусских городов Гороховец уникален тем, что в нем почти в первозданном виде сохранилось большое количество разнообразных посадских домов. Из двадцати каменных жилых домов XVII в., сохранившихся в России, – семь находятся в Гороховце! То есть этот город сегодня – настоящий музей древнерусского жилого зодчества.

Каждый старинный жилой дом – это свидетель исторических событий, быта и нравов русских людей. На живописных улицах бывшего посада проявились разные художественные вкусы и архитектурный почерк. Здесь и простейшие однопалатные посадские дома («каменные избы»), и вычурные многокомнатные особняки, и стилизованные бревенчатые «пряничные» домики в древнерусском стиле. Однако наиболее интересны в Гороховце каменные палаты богатых купцов XVII в.

Дерево было, хоть и дешевым, но недолговечным материалом для строительства жилья. Частые пожары уничтожали целые кварталы. Поэтому Петровским указом 1701 г. предписывалось строить в городах «палаты каменные», пусть даже «в один кирпич», если не хватало средств.

Дома, о которых пойдет речь, называются по имени основного создателя и владельца, а второе название (имя) обычно принадлежит более поздним, либо последним хозяевам. 

Дом Ершова (Судоплатова) (ул. Ленина, 9)

Это самый древний каменный дом, построенный на посаде. Он стоит почти напротив Благовещенского собора, недалеко от входа в Сретенский монастырь. Дом был построен самым богатым в то время купцом Гороховца Семеном Ершовым, разбогатевшим на производстве и торговле винной продукцией. Он был членом гостиной сотни, привилегированного сословия торговых людей. Члены гостиной сотни освобождались от тягла, накладываемого на посадских людей, могли исполнять обязанности местных чиновников. 

Но этот общественный статус налагал и определенные обязательства. С. Ершов занимался благотворительной деятельностью, связанной, прежде всего, с масштабным  строительством монастырей и храмов, и на века оставил о себе память в истории Гороховца. На его средства были возведены церковь Знамения Богородицы в Знаменском монастыре (1669 г.), Троицко-Никольский собор в Никольском монастыре (1689 г.), Сретенский собор в Сретенском монастыре (1689 г.), Благовещенский собор (1700 г.).

Трудно предположить, чтобы купец, выстроивший на свои деньги первый каменный храм в городе, не поставил бы палаты и себе. Точных письменных свидетельств, когда был построен первенец каменного жилого зодчества в Гороховце, не осталось. Но по некоторым архитектурным деталям можно датировать строительство дома 1660-ми годами. Если сравнить наличники дома Ершова с культовыми сооружениями Гороховца, даты строительства которых хорошо известны, то ближе всего к ним наличники Знаменской церкви (1669 г.): гладкие колонки по бокам, на которые непосредственно опирается треугольное завершение с кронштейном посредине. К сожалению, в доме старинные наличники сохранились только со стороны двора в самом углу, около пристройки. У других окон фигурные наличники были сбиты в последующие годы перестроек и «осовременивания» здания.

Отличительная особенность старинного дома – его огромный размер. Тридцатиметровый в длину и десятиметровый в ширину, этот двухэтажный дом был самым большим в древнем Гороховце. Но он был очень простым по форме, с традиционными для «избы со связью» двумя палатами, расположенными по бокам сеней. Кирпичного крыльца, типичного для более поздних гороховецких жилых домов, не было.

Закат купеческого рода Ершовых начался в 1720-е годы. Старинный дом на площади, так же, как и впоследствии шикарный особняк у Пужаловой горы, приобретают в собственность купцы Ширяевы, которые извечно соперничали с Ершовыми.  

Во второй половине XVIII в. дом Ершова на площади перешел к Судоплатовым, и сейчас он известен как их бывший дом. В это время с «мастером-купцом» Е.Д. Судоплатовым в Гороховце связано развитие промышленного производства: ему принадлежал единственный в городе «колоколенный завод».

Дом Ершова (Сапожникова) (ул. Нагорная, 4)

Этот великолепный образец древнерусского посадского зодчества, самый заметный из купеческих домов Гороховца рубежа XVII-VXIII вв. Предположительно дом был построен в 1680-е годы по заказу все того же процветающего тогда купца Семена Никифоровича Ершова.

В отличие от двухэтажного каменного дома, который располагался на городской площади, палаты, построенные через двадцать лет (Дом Ершова-Сапожникова) уже претендуют на настоящие дворцовые хоромы. Само местоположение трехэтажного дома у подножия Пужаловой горы, в стороне от центральной улицы, дало возможность значительно возвысить его среди рядовой одноэтажной застройки, от которой он был отгорожен высоким (свыше 3 м) тесовым забором с дубовыми воротами. Эти ворота – едва ли не единственный сохранившийся образец древнерусской архитектуры малых форм. Столбы ворот украшает искусная резьба, очень сложная по дубу, который в сухом состоянии приближается к прочности железа. В 2013г. была успешно осуществлена капитальная реставрация этих ворот.

Фасадный декор старой части дома характерен для местной архитектуры и даже повторяет некоторые детали узорочья построенных С. Ершовым храмов. Это, прежде всего, заметно в резном оформлении оконных наличников.

В декоративном убранстве фасадов нашло отражение функционального назначения этажей. Оконные проемы первого (подклетного) хозяйственного этажа небольшие, простые, без наличников. В подклетах хранились оружие, конская сбруя, одежда, домашняя утварь и съестные припасы. В свое время на все окна были навешены железные ставни с запорами, от «татей», в проемы вставлены кованые решетки. Напротив, окна второго, парадного, этажа имеют богатые фигурные наличники, формы которых чередуются. Кроме того, верх второго этажа декорирован орнаментальным фризом. Сразу бросается в глаза отличие верхнего этажа с простыми прямоугольными обрамлениями окон. Это – поздняя надстройка, очевидно первой половины XVIII в., когда деревянный третий этаж был заменен каменным. Особенностью третьего этажа, который был жилым,  является большее число окон, к тому же большего размера – для лучшего освещения верхних помещений, где хозяева проводили основную часть дня.

С севера к зданию примыкало трехэтажное резное крыльцо, с которого можно было пройти в сени второго и третьего этажей, а из них – в комнаты. Крыльцу в древности уделяли особое внимание, так как именно здесь хозяева встречали и провожали гостей. Крыльцо было лицом дома. Не случайно, при всей однотипности планового решения, в городе не было абсолютно одинаковых крылец.

При комплексной реставрации дома в 1974-1979 гг. были с большими трудностями частично воссозданы интерьеры дома. Красная палата – большой зал, парадная часть дома, в которой хозяин принимал гостей и устраивал пиры. Сегодня посетителей настраивает на торжественный лад красная обшивка дверей и подоконников. В комнатах хозяина и хозяйки, девичьей, сенях, кладовых создается образ отдаленного прошлого с помощью подлинных вещей XVII-XVIII вв.

О доме Ершова сохранилось много легенд. Например, рассказывают о нескольких сейфах для хранения золота, ценных бумаг и денег, которые якобы были спрятаны по всему дому. Тайники для купеческих домов были обязательным атрибутом, но при реставрации строителям не удалось найти ни одного. Еще есть легенда о подземном ходе, который был вырыт при строительстве дома. Якобы он вел далеко за пределы города и мог использоваться, когда нужно было спешно покинуть палаты. Вероятно, в начале девятнадцатого века подземный ход обрушился, так как сгнили деревянные балки. 

Дом в течение своей истории менял хозяев. Одни купеческие семьи разорялись, дом продавался другим. В XVIII веке дом принадлежал уже купцам Ширяевым. В 1820-е годы его приобрел купец А.И. Сапожников. В списке домохозяев Гороховца за 1915 г. упоминается дом наследников А.И. Сапожникова, находившийся на Нижне-Нагорной улице. Одним из последних владельцев дома был М.Ф. Сапожников, потомственный почетный гражданин Гороховца.

Вплоть до 1918 г. владельцами дома были Сапожниковы. Отсюда этот замечательный памятник жилого зодчества XVII в. в Гороховце, принадлежавший в самом начале своей истории С.Н. Ершову, получил известность как дом Сапожникова.

В настоящее время в Доме Ершова (Сапожникова) располагаются экспозиции гороховецкого Историко-архитектурного музея. Среди них – «Купеческие палаты конца XVII – начала XVIII вв.», «Гражданская архитектура и быт Гороховца конца XVII – начала XVIII вв.», «Подклет», «Русский самовар».

С целью сохранения, обновления и популяризации истории каменных купеческих палат сотрудниками музея проводятся мастер-классы, анимационные программы. Например, купеческая свадьба в Доме Ершова включает такие свадебные обряды, как встреча новобрачных на купеческом дворе, величание молодоженов, выкуп красоты девичьей, народные свадебные забавы, торжественная регистрация в купеческих палатах, одаривание молодых.

Дом Ширяевых (Шумилова) (ул. Советская, 5)

Создателями и первыми хозяевами этого замечательного дома конца XVII в. были «купцы и сибирских железных заводов содержатели» Ширяевы. Их экономическое могущество усиливается в первой четверти XVIII в., что проявилось и в каменном градостроительстве. Так же, как и Ершовы, Ширяевы делали крупные вклады в создание храмов (церкви Покрова Богородицы и Иоанна Лествичника в Никольском монастыре) и демонстрировали свой статус шикарными домами. К середине XVIII в. род Ширяевых владел половиной всех каменных жилых домов – четырьмя из восьми, имеющихся в Гороховце.

Дом Ширяевых примыкал непосредственно к южным постройкам Сретенского монастыря на центральной площади посада. Дом был очень представительным, в три этажа (но третий этаж был деревянным, на каменный его перестроили лишь в XIX в.). По описанию 1760 г., в нем имелось 18 «покоев». Планировка дома имела анфиладный характер, что отличало его от других посадских жилых зданий, и скорее напоминало дворцовые строения западного типа. Братья Ширяевы были уже представителями новой формации, не желавшими придерживаться домостроевских традиций в оформлении жилья.

Дом поражал великолепием узорных наличников с изящными колонками и килевидными завершениями на ленте окон второго, парадного, этажа. Объемное крыльцо с ползучей аркой и светелкой («девичьей») над ним придавало особую значимость дому городских богачей.

К сожалению, многочисленные перестройки, которые дом претерпел за несколько столетий, сильно искажали его облик. Во владении Ширяевых здание находилось вплоть до 1823 г., когда оно было куплено мещанином А. Канонниковым. По некоторым источникам, уже через несколько лет перешел к купцу Е. Шумилову, наследники которого владели им до 1917 г.

После масштабных реставрационных работ в 1984-1987 гг. были восстановлены многие первоначальные детали здания, и оно приобрело свою прежнюю художественную выразительность.

Дом Опарина (ул. Набережная, 42)

Дом Опариных представляет большой интерес для исследователей гражданской архитектуры древнерусских городов XVII в. и является одним из ярчайших историко-культурных памятников Гороховца. В отличие от других купеческих палат этого периода, опаринский дом претерпел мало изменений и сохраняет почти первозданный облик. Род купцов Опариных был одним из самых старинных и состоятельных в Гороховце, вплоть до конца XVIII в. История их семьи тесно переплетается с историей купеческого рода Ершовых. Летописи Гороховца рассказывают о том, что еще в 1670-х гг. Ершовы были самой богатой семьей города (этим и объясняется постройка великолепных домов и богатые пожертвования на строительство храмов), а Опарины не пользовались большим уважением у горожан. Прошло каких-то полвека, и статусы семей поменялись местами. Теперь сын некогда богатого купца Ершова просит в долг у одного из самых уважаемых предпринимателей Федора Опарина под залог своего родового гнезда.

Поэтому жилой дом, который появился в самом конце XVII в., для Опариных (как и для всех представителей высших сословий) служил неким статусным индикатором в маленьком древнерусском городке. Дом расположен на берегу Клязьмы недалеко от построенного позднее Благовещенского собора (причем, на средства С. Ершова). Это обстоятельство было причиной того, что в начале XVIII в. опаринское красное крыльцо было перенесено на северную сторону, выходящую к реке. Более того, оно было спроектировано так, что по форме напоминало массивное крыльцо собора с круглыми столбами, и призвано было отражать высокий статус рода Опариных.

Дом двухэтажный с типичной для своего времени планировкой: две палаты с высокими сомкнутыми сводами, разделенные между собою сенями. Как обычно, первый этаж – хозяйственный подклет, второй – парадный. Третий этаж – деревянная жилая надстройка, которая была утрачена в конце XVIII в. Сегодня дом завершен высокой кровлей, характерной для древнерусских построек. Этажи на стенах фасадов отделены друг от друга профильным поясом в виде трех линий.  Широкими лопатками оформлены углы и фасады, отражая внутреннюю структуру здания. Особенно нарядно выглядит второй этаж за счет красивых наличников с колонками по бокам и пышными резными завершениями.

В 1980-1982 гг. палаты Опариных были реставрированы. Сегодня в этом красивом старинном здании разместился городской Дом бракосочетания (ЗАГС) на радость молодоженам.

Дом Канонникова (ул. Набережная, 44)

Вблизи дома Опарина расположился еще один значимый памятник гражданской архитектуры конца XVII в. – двухэтажный дом купцов Канонниковых. Эти два исторических здания доминируют в панораме Гороховца со стороны реки Клязьмы. Достаточно простой по отделке каменный дом, построенный в конце XVII в., вплоть до его национализации в 1919 г. принадлежал купеческой династии Канонниковых. В XVIII-XIX вв. он претерпел несколько перестроек.

Палаты были хоть и вместительными для большого семейства, но весьма непритязательными по отделке. Простой, даже аскетичный декор представлен резными карнизом и фризом, визуально разделяющим здание на два яруса. В отличие от других купеческих палат XVII-XVIII вв., дом Канонниковых не имеет пышно оформленного красного крыльца. В архитектуре этого здания отразился переход древнерусского крыльца из наружного элемента конструкции во внутренний. Впервые в гороховецком гражданском строительстве парадная лестница, ведущая из сеней первого этажа во второй, оказалась встроенной внутри дома.

В 1979-1981 гг. в ходе масштабной реставрации дома Канонниковых была восстановлена его первоначальная планировка, необычная, с закругленным верхом форма окон, маленьких в сравнении с объемом дома, высокая, четырехскатная кровля с широкими полицами.

В настоящее время в здании располагается Отдел культуры, молодежи и спорта администрации Гороховецкого района.

Автор: В. Королькова