Сретенский женский монастырь

1 – Сретенский собор
2 – Церковь Сергия Радонежского
3 – Шатровая колокольня
4 – Келейные корпуса 
5 – Ограда
6 – Сторожка
7 – Богадельня
8 – Дом Ширяевых
9 – Поздние постройки

 

 

На центральной площади гороховецкого посада, на противоположной от Благовещенского собора стороне, расположился женский Сретенский монастырь. При основании в 1658 г. по указу патриарха Никона монастырь был деревянным. Но в 1689 г. начинается активное каменное строительство в обители – воздвигаются главный собор и колокольня.

Шатровая колокольня буквально открывает вход в монастырь: она возвышается над святыми воротами на 35 метров, заменяя собой  привычный для такого места храм. Форма колокольни очень схожа со звонницей Никольского монастыря и типична для гороховецкой церковной архитектуры. Разница лишь в том, что в приземистом нижнем четверике, который за три века почти на метр «врос» в землю,  сделан проход на территорию монастыря (здесь до сих пор сохранились следы святых ворот в виде фигурных столбов).

Колокольня буквально сдавлена с обеих сторон двухэтажными каменными келейными и хозяйственными корпусами, которые на рубеже XVII-XVIII вв. сменили деревянные постройки. На их аскетическом фоне особенно нарядно и выразительно смотрятся храмы монастыря.

Прежде всего, это центральный Сретенский собор (церковь Сретения Пресвятые Богородицы Владимирские), на который открывается замечательный вид из-под арки святых ворот. Храм был построен в 1689 г. на средства богатейшего гороховецкого купца Семена Ершова. Его трехчастная структура характерна для творений гороховецких зодчих: трапезная, основной объем, апсиды. Снаружи храм богато декорирован: по всему периметру четверика карнизная часть фасадов украшена фризом из килевидных кокошников, который опирается на орнаментальный поясок. Окна убраны в резные наличники, отличающиеся по рисунку на северной и южной стенах, входы оформлены перспективными порталами. Барабаны пятиглавия охвачены аркатурно-колончатыми поясами, что зрительно делает храм стройнее. А сами главы покрыты цветной глазурованной черепицей, живописно играющей в лучах солнца. Архитектурный декор храма придает ему особую женственность, столь уместную в девичьей обители.

Невольно напрашивается сравнение двух храмов, заказанных Семеном Ершовым: Сретенского, более нарядного и женственного, и Троицкого в Никольском мужском монастыре – строгого и элегантного в своей простоте и мужественности. Удивительно, каким необыкновенным художественным вкусом, чувством меры, пониманием архитектурного языка и законов композиции обладали простые русские зодчие!

За холодным Сретенским храмом строго по оси расположена более низкая, но с типичным для Гороховца трехчастным строением теплая церковь Сергия Радонежского. Она была построена в конце XVII в., позже основного собора. Декоративное убранство церкви очень скупое, контрастирующее с узорочьем главного храма. Более того, она скорее напоминает гражданское строение, в том числе и своим скромным интерьером, который оживляется лишь изразцовой печью XVIII в.

В 1764 г. в результате церковной реформы Сретенский монастырь был упразднен, а монахини переведены в г. Арзамас. Келейные корпуса были переданы в ведение гражданских властей. В XIX в. в них размещались уездные присутственные места, городская тюрьма, а также винные и соляные магазины и склады. В 1870 г. Сретенская церковь была приписана к приходу Благовещенского собора. В советские годы храмы бывшего монастыря использовались в качестве складских помещений, все остальные здания были жилыми.

Возрождение Сретенской женской обители началось в 2001 г.

Автор: В. Королькова