Благовещенский собор

На рубеже XVII-XVIII вв. в архитектуре Гороховца своеобразное отражение получило соперничество купеческих кланов Опариных и Ершовых: на их средства строились самые знаковые и видные здания в городе, как культового, так и светского характера. Почти одновременно с постройкой каменного двухэтажного дома Опариных в центре Гороховца, в 1700 г. был возведен «иждивением» Семена Ершова  (он же «спонсировал» строение Троицкого собора Никольского монастыря) и освящен Благовещенский собор на месте бывшей деревянной церкви. Собор находился буквально в шестидесяти метрах от опаринского дома, подавляя его своей массой.

Пятиглавый монументальный Благовещенский собор главенствует на площади, среди малоэтажной застройки. В основании собор имеет прямоугольник правильной формы, перекрыт крестово-купольными сводами с пятью световыми широкими барабанами и огромными луковицами. Стены разделены широкими лопатками на три прясла, гладкие пилястры лаконично оформляют углы фасадов. Верхние и нижние окна собора размещены в общих достаточно широких нишах, созвучных массивным лопаткам. В полукружиях закомар сохранились остатки фресковой живописи, изображавшей двенадцать самых главных православных праздников. Восточный фасад разделен тремя приземистыми апсидами со своеобразными «ж»-образным декоративным поясом по карнизу. Всем своим внушительным видом Благовещенский собор напоминал столичные храмы, что вполне отвечало вкусам заказчика.

На фоне мощи и силы собора ощущается легкость вздымающейся вверх отдельно стоящей 37-метровой шатровой колокольни. Впечатление взлета достигается заниженным основанием-четвериком и более вытянутыми пропорциями восьмерика над ним. Это чисто гороховецкая особенность постройки, которая проявляется и в колокольне Никольского монастыря.

Главный южный вход в собор оформлен массивным крыльцом с круглыми столбами, которое любопытным образом повлияло на решение купца В. Опарина – вечного соперника заказчика собора. Его красивый дом фактически оказался загороженным массивным строением С. Ершова, и он переносит крыльцо дома с соборной площади на другую сторону, к реке, и делает его каменным. При этом крыша крыльца держится на  мощных опорах, очень близких по форме столбам у входа в Благовещенский собор. Это непропорционально массивное по сравнению с размерами дома крыльцо призвано было отражать высокий общественный статус рода Опариных.

Внутри Благовещенский собор поражал своим пространством, разделенным четырьмя стройными круглыми столбами. Интерьеры собора не раз обновлялись за его историю и сегодня утратили первоначальный вид. В храме было несколько старинных икон, среди которых особо почиталась икона «Смоленской богоматери», которой приписывались чудодейственные свойства. В стенах собора хранились дары богатых горожан, о которых подробно рассказывают церковные книги. И снова соперничество купеческих родов: С. Ершов жертвует собору серебряные сосуды, И. Ширяев преподносит серебряный ковчег в виде церкви и золоченую чару в виде виноградной кисти.

Уникальным произведением местных умельцев являются западные врата Благовещенского собора. Они покрыты железными листами с тонким прорезным рисунком орнамента, сквозь который сверкают, как драгоценные камни, кусочки подложенной слюды красного и синего цветов по бересте. Это великолепное произведение искусства сегодня хранится в стоящей рядом с собором небольшой одноглавой церкви Иоанна Предтечи (начало XVIII в.).

В отличие от монументальности собора, она по своему типу восходит к жилым деревянным постройкам. Внутри церкви,  по оси с запада на восток, через широкие, но приземистые арочные проемы последовательно раскрываются помещения трапезной, основного бесстолпного четверика и апсиды. Внешняя нарядность и «домашность» церкви достигается за счет богато оформленных наличников: стройные полуколонки с пышными капителями и изысканные овальные завершения. Подобные окна украшают фасады церкви Иоанна Лествичника в Никольском монастыре, построенной на средства И. Ширяева. Вероятно, он же был заказчиком и Предтечинской церкви, которая должна была противостоять творению его вечного соперника – С. Ершова, Благовещенскому собору, -  не громадой объемов, а изяществом отделки и пропорций.

К юго-востоку от собора расположена часовня, с декорированными в «русском стиле» фасадами. Это самая поздняя постройка ансамбля. Она была возведена в 1887 г. на средства купца М. Сапожникова в память об убитом императоре-освободителе Александре II, который посещал Гороховец и делал богатые вклады в Благовещенский собор.

Автор: В. Королькова