Владимирский академический театр драмы
- Адрес:
- г. Владимир, ул. Дворянская, д.4
- Телефон:
- +7 (4922) 32-30-17 (для справок); +7 (4922) 32-30-92 (касса)
- Сайт:
- www.dramavladimir.ru
Владимирский академический театр драмы отметил в 2018 г. знаменательный юбилей – 170 лет! Основание театра связывают с активностью антрепренёра Бориса Соловьёва и актёра Ивана Лаврова. Считается, что им удалось убедить губернатора П.М. Донаурова в жизненной необходимости театра для провинциального города. Первое, наспех выстроенное и быстро обветшавшее здание театра в 1851 г. было заменено весьма импозантным деревянным двухэтажным особняком, расположившимся прямо у Золотых ворот.
Владимирский театр с самого начала отличался достаточно подготовленной труппой. Но особый акцент на профессионализм был сделан в 1860-е годы, когда художественным руководителем театра стала А.М. Читау, бывшая прима Петербургского Александринского театра и супруга владимирского предводителя дворянства О.М. Огарёва. Ей удалось создать сильный творческий коллектив, значительной частью которого были выпускники Петербургского театрального училища. Тогда же впервые прошли успешные гастроли Владимирского театра в Санкт-Петербурге, на сцене Александринки.
После отъезда А.М. Читау в Москву в конце 1860-х годов развитие владимирского театра приостановилось, он на несколько десятилетий стал рядовым провинциальным театром. Правда, культурная жизнь Владимира периодически оживлялась гастролями московских театров. Так, начало 1890-х годов было ознаменовано гастролями Малого театра на владимирской сцене, с участием таких выдающихся актёров, как М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, О.А. Правдин, Г.Н. Федотова и др.
В январе 1905 г. на Царицынской улице во Владимире (ныне – улица Гагарина) был открыт Народный дом с театром, читальней, столовой и т.д. для Общества трезвости (в здании на ул. Гагарина, д.7 в настоящее время размещается Владимирский областной театр кукол). Привлечение простого народа к просмотру спектаклей и чтению должно было, по концепции этого общества, отвлечь народ от пьянства и оздоровить общество. В 1907 г. здание было реконструировано под театр губернским архитектором П.Г. Бегеном. Сюда из старого деревянного здания была переведена и вся труппа Владимирского театра, творческая жизнь которого заметно активизировалась. В отдельные сезоны труппа давала более ста спектаклей, среди которых были не только сугубо развлекательные постановки. В репертуаре театра появились спектакли по романам Ф.М. Достоевского, пьесам А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, М. Горького, Ф. Шиллера.
С началом Первой мировой войны (с 1914 г.) театр временно закрылся, а Народный дом отвели беженцам. После революционных потрясений 1917 года здание народного дома вновь было передано драматическому театру, который размещался там до ноября 1971 г.
В 1930-е годы начался подъем творческого уровня театра, который продолжился все последующие десятилетия. С сезона 1934-1935 годов Владимирский драмтеатр стал носить имя первого советского наркома просвещения А.В. Луначарского. В репертуаре 1930-х годов были пьесы М. Горького, Н. Погодина, А. Корнейчука, А. Арбузова, русская и зарубежная классика. Особый успех имела постановка по роману Н. Островского «Как закалялась сталь».
Начало Великой Отечественной войны застало труппу тетра на гастролях в г. Гусь-Хрустальный. Многие актёры и сотрудники театра встали в ряды защитников Родины. В конце 1941 г. пришло горькое известие о том, что Н. Коротков – ведущий артист театра – пал смертью храбрых в боях под Воронежем… Владимирский театр вёл большую военно-шефскую работу. Актёры были частыми гостями в госпиталях, в 1944 г. была сформирована театральная фронтовая бригада.
В первые послевоенные годы заметным событием в театральной жизни стал спектакль по книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». В 1950-е годы большое общественное признание получили пьесы «ленинской тематики» – «Семья» И. Попова и «Кремлёвские куранты» Н. Погодина. Роль В.И. Ленина в них сыграл тогда молодой актёр Владимир Кашпур, ставший впоследствии выдающимся мастером сцены МХАТа, народным артистом РСФСР. В эти же годы Владимирский театр стал трамплином для последующей блестящей театральной и кинематографической карьеры народного артиста СССР Евгения Евстигнеева.
Большим событием в жизни Владимирского драмтеатра, да и всего города, стало открытие в ноябре 1971 г. нового здания рядом с Золотыми воротами и Троицкой (Красной) церковью (ул. Дворянская, д.4), в котором театр размещается и по сей день. Выполненное из стекла и бетона, оно удивительно гармонирует с окружающими его старинными памятниками, которые красиво отражаются в его зеркальных фасадах. В тон куполу Золотых ворот поблескивает медный козырёк главного входа в театр. Между мраморных колонн разместились крупные белокаменные скульптуры, изображающие скоморохов и музыкантов, стилизованные в духе древнерусского искусства и белокаменной резьбы на владимирских храмах XII в. Через застеклённые стены снаружи хорошо просматривается фойе театра. Из самого же фойе открывается эффектная панорама города. Вход в театр оформлен широкими светло-серыми лестницами. Торшерная система освещения завершает композицию театральной площади. За этот проект театрального здания коллектив архитекторов и строителей был удостоен Государственной премии РСФСР.
Новая сцена открылась историческим спектаклем «Андрей Боголюбский» по пьесе местного драматурга и актёра А. Чеботарёва в постановке главного режиссёра театра Р. Нагорничных.
В 70-80-е годы XX в. репертуар театра отличался большой содержательностью, а постановки – высокохудожественным уровнем. Многие из них были отмечены критиками как выдающиеся образцы театрального искусства своего времени. В течение трёх лет, с 1989 по 1991 годы, спектакль «Великое княжение» (режиссёр Ю. Галин) впервые исполнялся на открытом воздухе в Суздале, где сценической площадкой ему служила территория Музея деревянного зодчества, а зрителями были многочисленные туристы со всех уголков России и мира.
В 1991 г. во Владимирский драмтеатр пришёл новый главный режиссёр – заслуженный деятель искусств России Алексей Бурков, с именем которого связано немало творческих достижений театра, высоко оценённых как зрителями, так и театральной критикой. Спектакль «Историческая фреска» по драматической трилогии А.К. Толстого о Смутном времени в постановке А. Буркова на целое десятилетие стал «визитной карточкой» театра и участником фестивалей исторических спектаклей во Владимире, Москве, Костроме. В 1990-е годы Владимирский драмтеатр регулярно участвует в Международном фестивале «Голоса истории», устанавливаются российско-немецкие творческие контакты Владимирского и Эрлангенского театров.
В 1998 г. за высокие достижения в области сценического искусства и в связи со 150-летием со дня основания Владимирский драматический театр удостоен звания «Академический».
В конце 2003 г. указом губернатора Владимирской области Н.В. Виноградова театр был преобразован в Государственное учреждение культуры Владимирской области «Театральный комплекс», в который, кроме театра драмы, вошёл ещё и молодой театральный коллектив – Театр-студия под руководством народного артиста России Николая Горохова. Директором «Театрального комплекса» стал заслуженный работник культуры России Борис Гунин (в настоящее время используется название – Владимирский областной театр драмы).
Начало XXI века ознаменовано переходом театра к продюсерской форме работы и плодотворному сотрудничеству с талантливыми режиссёрами России (В.С. Петров, А.А. Огарёв, Р.Н. Феодори, А.Б. Плетнёв, П.О. Хомский, В. Гурфинкель, И. Райхельгауз, С.А. Морозов, Л.М. Зайкаускас, П.Г. Орлов, В.И. Данцигер). Произошло стремительное омоложение и стабилизация труппы за счёт создания Актерского курса на базе Владимирского областного колледжа культуры и искусства и Владимирского Государственного университета (художественный руководитель курса – народный артист РФ Николай Горохов).
В последние десять лет Владимирский академический театр драмы стал участником более 35 международных и межрегиональных театральных фестивалей, в более двадцати из которых он получил высшие награды, дипломы и премии. В частности, театр стал обладателем трёх призов одного из самых престижных Международных театральных фестивалей – «Золотой Витязь» (г. Москва) – Золотого (за спектакль «На стыке времён», 2016 г.), Серебряного (за спектакль «Гамлет», 2017 г.) и Бронзового (за спектакль «Молодая гвардия», 2015 г.) витязей.
С 2010 г. Владимирский театр становится площадкой для Всероссийского театрального форума – Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот», который проводится раз в два года и неизменно отличается уникальной творческой программой и научно-аналитическими мероприятиями. Фестиваль собирает лучшие постановки российских и зарубежных театров.
В мае 2014 г. состоялось первое для владимирского драмтеатра экспериментальное событие – «Ночь в театре», когда до позднего вечера двери театра были открыты для всех, желающих познакомиться не только со сценической, но и с закулисной жизнью «храма Мельпомены». В дальнейшем, мероприятие стало ежегодным, привлекая всё большее число зрителей.
В 2017 г. Владимирский академический театр драмы принял участие в уникальном проекте «Молодая Гвардия» шагает по стране. Живите за нас!». Он стартовал на родине «Молодой Гвардии» в Луганской и Донецкой народных республиках и за 2017 год прошел по всей России, от Санкт-Петербурга до Владивостока. В результате спектакль посмотрели более 25000 зрителей в 33 городах России, в легендарных воинских частях, на площадках трёх флотов России.
В труппе Владимирского академического театра драмы работают 3 народных артиста России, 5 заслуженных артистов. Многие из специалистов театра имеют высокое звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
За последние годы театр преобразился: в зале появился новый шикарный занавес ручной работы, было заменено сценическое оборудование, сделавшее владимирскую сцену одной из лучших в стране.
В сентябре 2018 г. к 170-летнему юбилею Владимирский академический театр драмы получил знаменательный подарок: перед зданием театра был открыт памятник провинциальным актёрам (скульптор – И. Черноглазов), который изображает героев пьесы А.Н. Островского «Лес» Счастливцева и Несчастливцева. У основания камня, на котором сидят актёры, – две театральные маски, весёлая и грустная, как символы самого театра, где живут и комедии, и трагедии.