Троицкая церковь

Расположенная в непосредственной близости от Золотых ворот, Троицкая церковь является одним из последних культовых сооружений дореволюционного губернского Владимира. Но это соседство памятников XII и начала XX вв. очень гармонично и только подчеркивает уникальность и красоту каждого из них.

Красная кирпичная Троицкая церковь была построена в 1913-1916 гг. к 300-летию императорского Дома Романовых. Храм строился для старообрядческой общины, состоящей преимущественно из купечества, и на ее пожертвования. Проектом и строительством здания занимался московский архитектор С.М. Жаров, ученик прославленного зодчего Л.Н. Бенуа. Именно Бенуа дал Жарову рекомендацию для вступления в должность Владимирского городского архитектора. Троицкая церковь была построена в популярном в начале XX в. неорусском стиле, который очевидно подходил для Владимира. Ступенчатой композицией из килевидных кокошников, обрамляющих барабан,  церковь отдаленно напоминала необычный по архитектуре Успенский собор Княгинина монастыря. Владимирцы называют ее «Красная церковь».

Троицкая церковь получилась великолепная. Для украшения интерьера состоятельными купцами были пожертвованы и собраны старинные иконы для дубового иконостаса, роскошная церковная утварь, богослужебные книги. В 1928 г. старообрядческую общину закрыли, и богослужения в храме прекратились. 

Долгое время импозантное двуглавое культовое здание в самом центре Владимира не использовалось. В 1960-е гг. храм предполагалось снести и тем расширить площадь у Золотых ворот, но стараниями общественности и при активном участии писателя В.А. Солоухина церковь сохранили. 

После реставрации, лишь в 1976 г. в здании Троицкой церкви разместился Музей хрусталя. Недавно он был реконструирован. В музее можно полюбоваться прекрасными образцами декоративно-прикладного искусства Владимирского края: хрустальными кубками, вазами, сервизами знаменитого Мальцовского завода в Гусь-Хрустальном, удивительными мстёрскими лаковыми миниатюрами, самобытной владимирской вышивкой.

Храм имеет прекрасные акустические свойства, позволяющие и сегодня устраивать в нем выступления хоровых коллективов.

В цокольном помещении «Красной церкви» с 1994 г. работает художественный салон. 

Автор: В. Королькова