Боголюбов-город

В поселке Боголюбово, что под Владимиром, сохранились памятники, относящиеся к периоду княжения Андрея Боголюбского. С его именем связан перенос центра русской государственности  и культуры из Киева в город Владимир.

Что же повествуют нам летописи об этом человеке? Андрей Боголюбский (ок. 1111-1174) – внук Владимира Мономаха, старший сын Юрия Долгорукого. Его молодость была омрачена спорами отца с братьями за великое Киевское княжение. После смерти Юрия Долгорукого в 1157 г. Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев жить не поехал, чтобы избежать междоусобиц, а направился в северо-восточные русские земли.

Княжеский город Боголюбов строился в те же годы (1158-1165 гг.), когда обустраивалась новая столица Ростово-Суздальского княжества – Владимир. Перенос столицы во Владимир был ударом по независимости старобоярской знати с ее местными интересами, которая группировалась вокруг Ростова и Суздаля. В борьбе за политическое господство стратегическое значение имело обладание выходом к речным путям. Здесь, на высоком пятнадцатиметровом клязьминском берегу, с которого было видно устье реки Нерли, несущей свои воды из середины Суздальской земли  в Клязьму, и возводится новая княжеская крепость и пышная резиденция – Боголюбов-город.

По замыслу Андрея Боголюбского, это был небольшой, но хорошо укреплённый замок, окружённый мощными земляными валами (ширина в основании до 20 м, высота до 6 м, периметр их достигал 800 м). Поверх валов были воздвигнуты каменные стены с боевыми белокаменными башнями. Во время раскопок 1934-1954 гг. в южном склоне крепости были обнаружены остатки основания прекрасно сложенной из белого тесаного камня стены или башни. За валами располагались рвы, наполненные водой.

Чтобы смягчить недовольство старобоярской знати созданием новой княжеской резиденции, преданное князю духовенство придумало «чудо»: будто бы, когда Андрей шел с юга в Ростово-Суздальскую землю, кони, везшие чудотворную икону Богоматери (ее князь вывез из Вышгородского женского монастыря), остановились на месте будущего Боголюбова, как вкопанные. Князь велел здесь заночевать. Во время сна в походный шатер ему явилась сама Богоматерь. Она запретила везти икону в Ростов и молилась за Владимирскую землю и князя, беря его под свое покровительство. Сюжет этой легенды был запечатлен  в заказанной Андреем большой иконе Боголюбовской Богоматери (с 1993 г. хранится в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире), которая по выразительности и красоте не уступала византийской иконе. Поэтому новый княжеский город назвали Боголюбовым («место, богом любимое»), а самого князя Андрея – Боголюбским.

Для постройки дворца и храма князь Андрей пригласил мастеров из разных стран: из Царьграда, с дальнего Кавказа и даже от германского императора Фридриха I Барбароссы. Очень мало сохранилось от древнего дворцового ансамбля, но интересные сведения о нем дают летописные источники и материалы раскопок.

В 1158 г. в центре княжеского двора был возведен белокаменный собор Рождества Богородицы, который поражал современников своей роскошью и красотой.  Полы храма были покрыты позолоченной медью, иконы украшены драгоценными камнями и жемчугом. Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, были увенчаны  «коронами» – обитыми вызолоченной медью пышными лиственными капителями. Пол на хорах, откуда приезжие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными майоликовыми плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. Стены были искусно расписаны охристой, зелёной и синей красками. В росписи преобладали фигуры святых в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом.

При раскопках были найдены резные камни фасада с женскими масками, отличавшимися друг о друга выражением лица и связанными с посвящением храма Богоматери. От тесаных из белого камня водостоков, проложенных между закомарами собора, найдена скульптура – голова собаки или дракона, которая размещалась на верхней части лотка. Найденные при раскопках архитектурные фрагменты и пласты фресок выставлены в экспозиции, расположенной в храме, построенном на месте древнего собора в середине XVIII в.

В конце XVII в. древний дворцовый собор Рождества Богородицы еще был цел, что следует из записей местного монастырского летописца игумена Аристарха, которые повествуют также и о гибели храма. Невежественный игумен Ипполит, пожелавший видеть в храме больше света, распорядился проломить в его стенах огромные окна, и древний собор в 1722 г. рухнул. По счастливой случайности уцелела часть его северной стены, удержанная примыкающим к ней древним переходом, связанным с лестничной башней (в XII в. башнями и галереями храм сообщался с жилыми покоями князя и с крепостью). Эти части древнего строения были сохранены как почитаемое место - здесь был убит князь Андрей.

Убийство Андрея Боголюбского. Лестничная башня (реставрирована в 1963 г.) – свидетельница трагедии, разыгравшейся в ночь с 29 на 30 июня 1174 г. Заговор возник после того, как по решению Андрея Боголюбского был казнен брат его жены. Остальные братья во главе с Петром Кучковичем пришли к опочивальне князя. Израненный заговорщиками из числа своих приближенных, истекая кровью, князь Андрей сполз по ступеням лестничной башни, скрылся в нише за столбом и здесь был добит убийцами. О событиях этой ночи и последующих дней восстания во Владимире и Боголюбове с поразительным реализмом рассказывает приближенный князя вышгородский священник Микула в своей полной трагизма повести об убийстве Андрея. Однако это трагическое событие XII в. долгое время оставалось одним из самых загадочных.

На исходе 2015 г. стало известно об удивительном открытии ученых Института археологии РАН: при реставрации Спасо-Преображенского собора (XII в.) в Переславле-Залесском были найдены граффити со списком из 20 заговорщиков, убивших князя. Уникальную надпись, которая оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси, чуть было не уничтожили во время реставрации. Ее спасло вмешательство научных сотрудников Переславль-Залесского музея-заповедника, которые настояли, чтобы стены собора отмывались водой под давлением, а не чистились абразивом, что предполагалось сначала.

Надпись об убийстве князя находится посредине южной апсиды собора в Переславле, который при Андрее Боголюбском входил во Владимиро-Суздальское княжество. Возможно, это был официальный текст в назидание потомкам, и, если хорошо поискать, то аналогичные надписи могут оказаться и на владимирских храмах XII в.

Андрей был погребен во владимирском Успенском соборе. В 1702 г. церковь причислила его к лику святых. В 1934 г. погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами. По черепу, найденному в захоронении, М.М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя.

По сохранившимся до наших дней белокаменному переходу (галерее) и части лестничной башни XII в. и материалам археологических раскопок можно сделать некоторые предположения о первоначальном облике княжеского дворцового ансамбля. Древние фрагменты легко узнать по необычным каменным украшениям, напоминающим Дмитриевский собор Владимира и церковь Покрова на Нерли. Они являются редчайшим примером светской архитектуры домонгольской Руси. Эти древние строения внесены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас на месте Боголюбова-города расположен действующий Свято-Боголюбский женский монастырь. Если смотреть со стороны поселка Боголюбово, то доминирующими в его современном облике предстают трехъярусная колокольня и пятиглавый собор Боголюбской иконы Божьей Матери, построенные в середине XIX в. Благодаря ярко-синему цвету куполов и белым стенам весь комплекс монастыря смотрится торжественно и красиво.

Автор: В. Королькова