Михайло-Архангельский монастырь

В 1212 г. Юрьев-Польский стал центром небольшого удела, принадлежащего сыну Всеволода III и внуку Юрия Долгорукого – Святославу. В это время в городе был основан княжеский Михайло-Архангельский монастырь. В 1238 г. войска хана Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель.

Династия юрьевских князей пресеклась в первой половине XIV в. Город стал владением московских князей, которые не раз передавали его в кормление своим иноземным вассалам, разоряя его. Понятно, что в этот период не было возможности отстраивать город. Почти два века Михайло-Архангельский монастырь простоял в запустении и только в XVI-XVII вв. стал обустраиваться каменными зданиями. Существующие здания относятся к позднейшему времени, XVII-XVIII вв.

Монастырю делались благотворительные взносы и подарки, в том числе от князя Д. М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина – село Лучинское. В 1685 г. в монастырь на богомолье приезжали царевна Софья и русские цари Иван V и Петр I.

Принцип построения монастырского ансамбля напоминает расположение зданий Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале: прямо перед входом – собор, по сторонам колокольня и трапезная церковь. Эти постройки различны по своей художественной значимости и возрасту. Лучшей из них является колокольня XVII в. Она имеет очень представительный вид: над широким и низким четвериком возвышается массивный восьмигранный столп, все плоскости нижнего яруса которого сплошь покрыты квадратными ширинками, а второго яруса – фигурными нишками-киотцами. Аркада звона оформлена короткими и толстыми полуколоннами с огромными «бусинами» посредине. Над ней – величественный шатер с тремя ярусами окон-слухов. Здание проникнуто вовсе не монастырским аскетизмом, а скорее сродни пышным купеческим постройкам XVII в., что говорит о проникновении в церковное зодчество мирских народных вкусов. Со смотровой площадки колокольни открывается прекрасный вид на город Юрьев-Польский и окрестности.

Другие храмы монастыря – пятиглавая надвратная церковь Иоанна Богослова (1670 г.), как бы повторяющий её композицию пятиглавый Михайло-Архангельский собор (1792-1806 гг.), Знаменская трапезная церковь (1625 г.). Они – достаточно типовые для своего времени, но хорошо вписываются в общий монастырский ансамбль.

На территории монастыря располагается деревянная Георгиевская церковь (1718), привезенная из села Егорье с целью сохранения как памятника деревянного зодчества. Церковь является образцом  трёхчленных храмов, в основе которых лежит принцип русской избы (трапезная-клеть-алтарь). Храм срублен топором, без использования пилы и гвоздей.

Часть зданий монастыря занимает Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей. Комплекс частично вернули церкви, предоставив музею и монастырю делить площади храмов и подсобных построек.

Автор: В. Королькова