Богородице-Рождественский монастырь («Владимирский кремль»)

Богородице-Рождественский мужской монастырь, расположенный на высоком холме над Клязьмой, следуя его изгибам, как бы завершает ансамбль древних белокаменных храмов Владимира. Основатели монастыря – великий владимирский князь Всеволод III Большое Гнездо и епископ Иоанн.

Здесь до середины XIX века стоял очень искаженный переделками белокаменный Рождественский собор, построенный в 1192-1195 гг., почти одновременно с княжеским Дмитриевским собором. Он и внешне напоминал последний, уступая ему, однако, в обилии резного убранства. Вместо аркатурного-колончатого пояса его стены обегал геометрически простой поясок из зубчатых треугольников-городков. Резьба использовалась лишь для оформления порталов и капителей.

Несмотря на то, что Рождественский собор не дошел до наших дней, его реконструкция показывает наличие двух расходящихся линий во владимирском белокаменном зодчестве XII в. Одна – церковно-монастырская  - представлена Успенским собором и упомянутым собором Рождественского монастыря. Для нее характерна строгость архитектурных форм, отрицание разнообразия скульптурного убранства как греховного напоминания о резных языческих идолах. Другая линия – княжеская – представлена Дмитриевским собором с его пышным резным убором. В ней проявились светские художественные взгляды феодальной знати, склонность к праздничности и смелому полету фантазии.

До начала XIV в. храм считался кафедральным собором русских митрополитов.  В 1263 г. под сводами Рождественского собора был погребен выдающийся государственный деятель и полководец, герой Ледового побоища (5 апреля 1242 г.) князь Александр Ярославич Невский, внук Всеволода Большое Гнездо. Его мощи более четырех с половиной веков покоились в монастырском соборе, привлекая знатных и богатых покровителей и жертвователей. В монастыре создавалось и рукописное «Житие Александра Невского» и хранилось много других рукописей. В частности, практически до начала XVIII в. здесь хранилась одна из древнейших русских летописей – Лаврентьевская.

Рождественский монастырь долгое время считался старшей обителью на Руси. Лишь в 1561 г. он уступил свое первенство Троице-Сергиевой лавре, а в дальнейшем – Александро-Невской Лавре,  куда в 1723 г., по решению Петра I, были перенесены мощи Александра Невского. С этого времени Рождественский монастырь во Владимире стал считаться третьим по значимости в России. После переноса мощей место их пребывания в Рождественском соборе продолжало почитаться. Оно было выделено железной решеткой с холстом, на котором лежал писаный по зеленому атласу образ святого князя. Кроме того, в монастыре осталась реликвия – памятная гробница-рака в виде простого деревянного ящика, в крышку которого была встроена частица его мощей. С 1923 г. она бережно хранится  в Успенском соборе.

Рождественский собор вплоть до конца XVI в. оставался единственным каменным зданием в монастыре, пока не была построена надвратная церковь во имя Александра Невского. Постепенно монастырский комплекс прирастал новыми зданиями. В начале XVII в. в одну линию со Святыми вратами строится трапезная шатровая церковь (Троицкая, переименованная затем в Христорождественскую, которая ныне выходит на Большую Московскую улицу). В середине XVII в. сооружается шатровая колокольня с «боевыми» часами, а также каменные жилые келейные здания. К концу века появляются северный, служительский, и южный корпус братских и больничных келий, а затем – восточный архимандритский корпус.

В 1744 г. указом Елизаветы Петровны была учреждена Владимирская епархия. Рождественский монастырь был упразднен, став резиденцией архиерея. Именно тогда строится Архиерейский дом – нарядный, в стиле барокко, с тремя высокими кровлями-«колпаками», с двумя парадными лестницами у входов.

А что же стало с древним Рождественским собором? Он дожил до середины XIX в. очень обветшалым, что увидел Александр II, будучи проездом во Владимире. Государь повелел восстановить храм в первозданном виде и пожертвовал 40 тыс. рублей. В результате появилось новое здание (реконструкция), воспроизводящее облик древнего собора. Но его век был недолог.

В 1918 г. монастырская жизнь прекратилась – более чем на 70 лет. Весь монастырский комплекс поступил в распоряжение губЧК: на дверях храмов повесили замки, кресты были заменены на красные флаги, в бывшей трапезной церкви разместился танцевальный зал. В июле 1930 г. Рождественский собор, который «заслонял свет и солнце в квартиры сотрудников» ОГПУ и мешал учебным стрельбам, был разобран вместе с фундаментом. Та же участь постигла и колокольню XVII в. В 1930-х-1070-х годах территория и все здания бывшего монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ.

В 1992 г. на старом месте был восстановлен мужской монастырь и резиденция архиерея. 30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Свято-Рождественского монастыря открыт поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене – мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в.

Восстановлению Рождественского собора предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1997-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент. В 2004 г. было завершено строительство нового красивого и необычного храма, который воспроизводит некоторые детали первоначального собора (резной портал с орнаментом, городчатый пояс). В 2006 г. около храма появилась колокольня со звонницей и престолом Александра Невского. Эти новые здания, не повторяя прежние, возвращают ансамблю Рождественского монастыря его выдающуюся роль в городской панораме. Не случайно, многие владимирцы привыкли называть это величественное сооружение на высоком берегу Клязьмы «владимирским кремлем».

Святыни монастыря:

  • мощи священноисповедника Афанасия (Сахарова);
  • частица Пояса Пресвятой Богородицы;
  • частицы мощей Киево-Печерских святых и новомучеников Владимирских.

Автор: В. Королькова