Церковь Успения Богородицы (Богородицкая церковь)

Церковь Успения Богородицы (Богородицкая) находится на месте, где еще при Андрее Боголюбском в XII в. был основан Успенский монастырь. Он просуществовал до 1725 г., когда из-за недостатка средств на содержание был упразднен, а полтора десятка монахинь переведены в Успенский Княгинин монастырь.

Богородице-Успенская обитель примыкала к древнему посаду Владимира, где вокруг небольшой площади группировались несколько деревянных церквей, на месте которых в XVII-XVIII вв. возникли каменные храмы: на северной стороне Нижегородской улицы – Ильинский, пятиглавый, с шатровой колокольней; посреди улицы – Сергиевский, из красного кирпича, в стиле барокко; на южной стороне – Богословский, маленький и простой. Эти церкви были снесены соответственно в 1929, 1932, 1933 годах.

Изящная монастырская Богородицкая церковь также была построена на месте своей упраздненной деревянной предшественницы, в 1644-1649 гг., на средства посадских людей Денисовых, Обросимовых и Сомовых, родоначальников купеческих фамилий старого Владимира. Об их вкладе в ее создание свидетельствует надпись на белом камне у входа, в западной стене храма.

По сохранившейся до сегодняшнего дня церкви (она реставрирована в 1961 г. А.В. и И.А. Столетовыми) можно судить о мастерстве зодчих XVII в. Размещенная на высокой кромке города, красивая пятиглавая Богородицкая церковь была видна из-за Клязьмы и прекрасно вписывалась в общий ансамбль владимирских храмов. Стены четверика разделены широкими лопатками на три части и опоясаны горизонтальными полосками карниза. Великолепие и устремленность ввысь храму придает его затейливое завершение: два яруса крупных килевидных кокошников переходят в ряд уменьшающихся кокошников, расположенных вокруг пяти высоких, тесно поставленных друг к другу барабанов с луковичными главами. Нарядность этой конструкции усиливается аркатурно-колончатыми поясами и резными карнизами глухих барабанов. Объемность завершения храма перекликается с перспективными наличниками окон, центральное из которых на каждой стене увенчано кокошником.

К четверику церкви примыкает трапезная с колокольней в торце. Композиция колокольни необычна и изысканна: нижний четверик, прорезанный широкими арками, был использован для устройства первого яруса звона; над ним располагается невысокий восьмерик – второй ярус звона, узкие арки которого завершаются килевидными кокошниками; шатер украшен вытянутыми оконцами-слухами с изящными наличниками и завершается маленькой луковичной главкой. С северной и западной сторон храм окружен открытой аркадой паперти с высоким нарядным крыльцом, выходящим на главную улицу.

Судя по старым описям храма, его интерьер был так же наряден, как и внешний вид. Стены храма изнутри и стены паперти были покрыты цветными фресками. Об украшении интерьера дают представление хранящиеся во Владимирском историческом музее так называемые «тощие свечи» из Богородицкой церкви. Это – полые («тощие») внутри восковые цилиндры (подсвечники), украшенные цветным орнаментом, стоящие на белокаменных постаментах. На подсвечник надеты сверху два золоченых диска с гнездами для свечей.

В 1754 г. в упраздненном женском монастыре была открыта духовная семинария. Богородицкая церковь стала семинарской, ее настоятелем был ректор, а доходами распоряжалось Правление семинарии.

В 1923 г. Богородицкая церковь была включена в список исторических храмов, принятых на учет, что и спасло ее от разрушения. Но ее достопримечательность – колокол 1650 г., на котором были выбиты имена «спонсоров» храма, был утрачен в конце 1920-х годов во время уничтожения колоколов.

В 1970-х годах Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ) получил Богородицкую церковь в оперативное управление. Были подведены коммуникации, налажен температурный режим для содержания в церкви хранилища музейных фондов.

В начале 1990-х годов церковь Успения Богородицы была передана старообрядческой общине. Еще в начале XX в. во Владимире появилась старообрядческая Троицкая церковь (1913-1916) у Золотых ворот, но старообрядцы Владимира не могли ее вернуть себе, так как в 1976 году в ней был организован Музей хрусталя. Поэтому ВСМЗ добился согласия старообрядцев принять другой храм – Богородицкую церковь, заключив с ними, таким образом, важный компромисс. В 1995 г. церковь была заново освящена. Однако до сих пор Богородицкая церковь находится в плачевном состоянии, с облезлыми фасадами и с перекрытыми старыми строительными лесами барабанами.

Автор: В. Королькова