Суздальский Кремль. Рождественский собор

На рубеже XI-XII вв. Владимиром Мономахом сооружается крепость Суздаля, то есть Кремль, укрепленное место в излучине реки Каменки. С западной стороны естественной преградой становится река, а с восточной, равнинной («приступной»), стороны выкапывается ров (шириной до 30 м, глубиной до 9 м). Крепость окружали насыпанные земляные валы (общим периметром до 1400 м) с шедшими по их гребню деревянными стенами. Кремлевские валы и ров сегодня хорошо сохранились и являются древнейшей достопримечательностью Суздаля.

Одновременно со строительством крепости здесь же привезенными из Киева мастерами Владимира Мономаха возводится большой (шестистолпный) одноглавый Успенский собор. Он был сложен из тонкого кирпича – плинфы. Внутренние стены и своды были расписаны лучшими византийскими мастерами. Однако, несмотря на постоянную заботу властей о его сохранности, он постоянно разрушался (видимо, этому способствовал неглубокий фундамент – всего 55-60 см). Поэтому, в 1148 г. Юрий Долгорукий повелел разобрать собор и построить на этом месте новый, из пористого известняка, легко поддающегося обработке. Три барабана со шлемовидными куполами придавали храму особую выразительность.

В 1222 г. по распоряжению князя Георгия Всеволодовича, воспитанного на декоративном богатстве Дмитриевского собора во Владимире, была разобрана верхняя часть собора. В 1225 гг. на его месте был возведен новый белокаменный храм в честь Рождества Богородицы, с декорированными рельефами стенами, который, по летописному свидетельству, был еще прекрасней, чем древний собор.

Новый Рождественский собор отличался от предшественника мощным фундаментом, верхняя часть которого была скрыта искусственным холмом. Но были отличия в храме и от его белокаменных современников. Стены изнутри имели слой кирпича-плинфы, и были облицованы с обеих сторон неровными плитами ноздреватого туфа. Из более дорогого тесаного белого камня были выполнены лишь архитектурные детали с рельефными украшениями: аркатурно-колончатый пояс, резные порталы, полуколонки алтарных апсид. Богатое декоративное оформление фасадов утратило связь с логикой внутренней конструкции здания (например, колончатый пояс помещен безотносительно к уровню хор и т.д.), что также отличало Рождественский собор от архитектурной традиции владимирских белокаменных храмов.

Однако и этот, новый собор не дошел до нас в первозданном виде. После пожара 1445 г. обрушился его верх. Поэтому в 1528-30 гг. его стены разбирают до колончатого пояса и надстраивают из кирпича. Рождественский собор становится пятиглавым. В XVII-XIX вв. здание претерпевает дальнейшие переделки (растесаны щелевидные окна, сделаны огромные луковичные главы, позакомарное покрытие заменено четырехскатной кровлей, с севера и запада храм окружили кирпичные пристройки, фасады покрашены в грязно-красный цвет и т.д.). В 1954-1955 гг. собор был освобожден от позднейших обстроек, отреставрирован А.Д. Варгановым и И.А. Столетовым, приобретя современный вид. Уцелевший от храма XIII в. нижний ярус позволил составить представление о древнем памятнике в целом.

Рождественский собор отличался тем, что его архитектура была тесно связана с его близким расположением к северному валу крепости (на месте, определенном собором Мономаха) и окружающей его территорией Кремля, соответственно, фасады отделывались по-разному. Особое внимание зодчие уделяли богатому резному убранству парадного южного фасада и портала, через который горожане шли в храм со стороны площади. Вторым по значению, видимо, был западный фасад и величавый резной портал, обращенный к княжескому дому. Северный, обращенный к валу фасад был значительно беднее, отделывали его, судя по однообразию резьбы, менее опытные мастера.

После семилетних реставрационных работ в 2005 г. открылась для посещения экспозиция Рождественского собора, по которой можно судить о богатом интерьере древнего храма. Он поражает многими редкими памятниками декоративно-прикладного искусства и древнерусской живописи XIII-XVII вв.

Особенно выделяются «Златые врата», украшающие южный и западный порталы собора. Созданные древними мастерами в начале  XIII в., врата были подобны гигантской золотой иконе. На черных медных пластинах западных врат золотым рисунком изображены евангельские сюжеты, в центре которых – Богородица, как покровительница Владимирской земли. В частности, на вратах находится одно из древнейших изображений праздника Покрова, установленного во Владимире. Львиные маски, держащие в пасти массивные кольца, служили дверными ручками. На нижних клеймах врат изображены барсы и мифические грифоны, которые как бы сошли с владимиро-суздальских белокаменных рельефов.

К ценным художественным памятникам XVII в. относятся Царские врата иконостаса собора (большие двустворчатые двери жертвенника и дьяконника), три малых выносных фонаря и один большой – в виде пятиглавого храма, большие выносные кресты, украшенные позолоченным серебром, а также две иконы с изображением Иисуса Христа и Богоматери из «местного» ряда иконостаса собора.

В 1991 г. в Рождественском соборе возобновились торжественные богослужения. В феврале 1992 г. между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. 10 сентября 1995 г. торжественную службу в соборе совершил Патриарх всея Руси Алексий II.

Рождественский собор XIII в. – самый древний из сохранившихся в Суздале памятников архитектуры – входит в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Время работы (с 02 октября 2017 года по 27 апреля 2018 года):

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 10:00 до 18:00;
  • суббота: с 10:00 до 19:00.

Вход на территорию Суздальского Кремля:

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 09:00 до 19:00;
  • суббота: с 09:00 до 20:00.

Автор: В. Королькова