Свято-Благовещенский монастырь

1 – Благовещенский собор
2 – Храм Всех Святых с колокольней
3 – Надкладезная часовня
4 – Святые врата с надвратной церковью
5 – Спасская церковь-колокольня
6 – Поклонный крест на месте церкви Сергия Радонежского
7 – Келейный корпус
8 – Настотельский корпус
9 – Дом вратарниц
10 – Восточные ворот
11 – Хозяйственные ворота
12 – Ограда
13 – Некрополь

 

Свято-Благовещенский монастырь играет настолько важную роль в жизни Киржача, что само появление города связывают с его основанием здесь в 1358 г.

Согласно летописным источникам Троице-Сергиевой лавры, в 1358 году преподобный Сергий Радонежский покинул основанный им Троицкий монастырь, из-за нежелания вступать в мелочную борьбу за власть со старшим братом Стефаном. На крутом берегу реки Киржач, где бил родник с чистейшей водой, Сергий с присоединившимися к нему несколькими монахами Троицкой обители построил деревянную церковь, колодец над родником и основал новый мужской монастырь, тем самым дав начало будущего города. В Киржаче, как утверждает легенда, Сергий пробыл четыре года, а затем вернулся в Троицкий монастырь. Но к Киржачскому монастырю он до конца жизни относился, как к любимому детищу, и никогда не прерывал с ним связь, контролируя все его дела. После себя Сергий оставил ученика Романа, который всю жизнь посвятил строительству и благоустройству Благовещенского монастыря, где и был похоронен как его первый игумен. В 1980 г. он был канонизирован под именем Романа Киржачского.

Монастырь, изначально существовавший как мужской, находился в ведении Троице-Сергиевой лавры. По отрывочным записям, сохранившимся в Лавре, известны имена первых строителей Киржачского монастыря: Андроник (1492 г.), Иона Лопотуха (1519 г.), Арефа (1531 г.), Арсений (1542 г.), Константин (1566 г.) и другие. При них были возведены два каменных храма – собор Благовещения Пресвятой Богородицы (на месте старой деревянной церкви) и большая трапезная церковь, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского (она была взорвана в начале 1930-х гг., на ее месте установлен поклонный крест).

Точная дата постройки Благовещенского собора неизвестна, но его архитектурные формы позволяют отнести здание к началу XVI в. Он представляет собой однокупольный храм кубической формы, стоящий на подклете. Каждый фасад разделен широкими лопатками на три килевидные закомары. В основании светового барабана с щелевидными окнами – двухъярусный украшенный кокшниками восьмерик, придающий храму торжественность и нарядность. Снаружи собор имеет крытую галерею-гульбище, окружающую его с трех сторон. Пропорциональностью и завершенностью форм собор до сих пор привлекает внимание.

Архивные документы свидетельствуют, что монастырь был окружён каменной оградой, за которой с северной стороны находилась часовня над колодцем, выкопанным Сергием Радонежским. В самом начале XXI в. на ее месте была выстроена новая часовня, сохраняющая родник – единственное оставшееся здесь прижизненное свидетельство деятельности святого.

По мере развития монастыря на месте непроходимых лесов вокруг него появились селения и слободы. Благодаря славе своего основателя, Благовещенский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей и бояр. Они одаривали его землями, крестьянами и различными угодьями, так что скоро он стал одним из богатейших монастырей северо-восточной Руси. К середине XVI в. киржачский Благовещенский монастырь являлся первым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой обители.

Однако жизнь монастыря не была безоблачной, на него и близкие поселения не раз обрушивались несчастья. Известно, например, что в 1571 г. разразилась моровая язва, многие села на Киржачской земле вымерли. В 1598 г. монастырь пострадал от большого пожара и обеднел. Он стал местом ссылки из Лавры «иноков, которые затевали безделье,…для усмирения». Пережил монастырь и разорение от польско-литовских войск в 1609-1612 гг.

В XVII в., в царствование Алексея Михайловича Романова, обитель оправилась от потрясений и еще больше расцвела. Этому способствовало развитое монастырское хозяйство (шесть водяных мельниц, две солеварницы и др.) и покровительство именитых бояр. По их настоянию, в 1668 г. Алексей Михайлович уступил монастырю сборы с пяти ярмарок, проводимых в Киржаче.

В 1656 г. рядом с Благовещенским собором на средства боярина Ивана Милославского в память о его родителях была построена каменная Спасская церковь-колокольня. Впоследствии внизу храма была устроена фамильная усыпальница рода Милославских.

Простой и четкий четверик Спасской церкви поставлен на подклете и вместо традиционных глав завершен значительно меньшим по диаметру восьмериком шатровой колокольни. Такой тип храма назывался «церковью под колоколы» и был в XVII в. достаточно редким и весьма интересным. Верхняя часть фасадов по всему периметру украшена двумя ярусами фриза из рельефных кокошников, размежеванными четко выделенным профилем. Особую декоративность храму придают окна, пышно оформленные наличниками в виде боковых колонок и килевидных и треугольных очелий.

Спасская церковь соединена с Благовещенским собором площадкой-гульбищем и составляет с ним единое целое, хотя строительство двух храмов разделяет почти столетие. Такой прием был очень редок в древнерусской архитектуре, и зодчие использовали его с большим художественным вкусом.

Фрески и мозаика в оформлении интерьеров, судя по документальным описаниям, были выполнены талантливыми мастерами. В росписи Спасской церкви участвовал известный русский иконописец, ученик Андрея Рублева – Федор Ушаков.

1764 г. стал в судьбе Благовещенского монастыря поистине трагическим: он был упразднен в числе более чем полутысячи других русских обителей Манифестом Екатерины II о передаче монастырских владений и населяющих их крестьян государству. Имущество и братия монастыря были приписаны к Троице-Сергиевой Лавре, а его храмы стали приходскими. Ввиду малочисленности и бедности прихожан они почти столетие пребывали в упадке.

Лишь одно заметное событие из этого периода осталось в истории бывшего монастыря: в 1823 г. при проезде через Киржач древние храмы обители посетил император Александр I. В память об этом визите в ризнице Благовещенского собора хранилось пожертвованное царем позолоченное серебряное блюдо с вензелем «А I», на котором горожане преподнесли царю хлеб-соль.

В середине XIX в. монастырские храмы были возрождены, благодаря подвижническим усилиям киржачских семейств, прежде всего, представителей торгового дома Соловьевых. Глава семейства А.П. Соловьев с 1844 г. в течение 17 лет был бессменным старостой Благовещенского собора. Он обучился в Троице-Сергиевой лавре иконописному делу и вместе с сыном Петром расписал стены Благовещенского собора и церкви Сергия Радонежского, за что получил благодарность от императора и благословение Святейшего Синода. Именно навыки церковной живописи позволили Петру Соловьеву позже зарабатывать деньги рисованием узоров на тканях, производимых в Богородском уезде, а в 1849 г. – основать производство шелковых материй в самом Киржаче. Попечение же храмов после смерти отца продолжил его старший сын Александр Соловьев.

В 1864-1869 годах А.А. и П.А. Соловьевы воздвигли недалеко от могилы своих родителей величественный храм в честь Всех Святых с высокой пятиярусной колокольней. Ими же была пожертвована дорогая церковная утварь, а на колокольню – большой колокол весом в 500 пудов.

К сожалению, в советские времена храм использовался как общественная столовая, затем – как пекарня, и вплоть до 1990-х гг. – как хлебокомбинат. Поэтому сегодня он находится в плачевном состоянии. Требуются большие финансовые вложения для его реставрации. 

До начала 1960-х гг. в древней обители царили запустение и разруха. В 1963-1964 гг. были частично реставрированы Благовещенский собор и Спасская церковь. В 1990 г. оба храма были возвращены Русской Православной Церкви. В июле 1995 г. Свято-Благовещенский монастырь был возобновлен, но уже как женская обитель.

В 1997 г., в день обретения святых мощей преподобного Романа Киржачского, г. Киржач посетили патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.

С 2005 г. в городе ежегодно проходят духовно-религиозные и историко-краеведческие чтения, посвященные основателям Киржача Сергию Радонежскому и Роману Киржачскому (Романовские чтения). Активное участие в чтениях принимают служители церкви, краеведы, работники культуры и образования, учащиеся.

Святыни монастыря:

  • мощи ученика Сергия Радонежского преподобного Романа Киржачского;
  • святой источник, который был ископан самим Сергием Радонежским.

Автор: В. Королькова