National Park "Meshchera"

Address:
Gus-Khrustalny, International street, 111
GPS:
55.63393349, 40.69059828

Gus-Khrustalny is known not only as a city of crystal, but also because the territory of the National Park "Meshchera" starts here. The reserve is famous for the pristine nature of the Meshchera lowland, its richest flora and fauna.

It was established in 1992 on the territory of the Vladimir region (south-east) to preserve this unique natural, historical and cultural complex. In the west the park is bordered by the Moscow region, to the southern side adjoins the Meshchera National Park of the Ryazan region. The National Park "Meshchera" of the Vladimir region occupies 118 900 hectares of land, 61% of which are given to the park, and 39% are given for economic activities to various owners.

Formed in ancient times landscape of the park is a marshy, covered with pine-birch forests plain. Forest cover of the park is 63%. Meshchera is the land of dense forests and marshes, quiet rivers and beautiful lakes. Reserve and mysterious, it found reflection in Russian folklore, in fairy tales and bylinas. Nightingale the robber, according to legend, traded on the ancient Murom tract, dens wood goblins inhabited dense forests, and water mermaids – natural reservoirs.

The territory of the National Park is rich in historical sights. There are traces of the presence of an ancient man who settled near rivers and lakes, dating back to the middle and the late Stone Age (VII-III millennium BC). On the territory of the park was an ancient trading overland Ryazan tract, connecting two cities – Ryazan and Vladimir. Meshchera forests are closely connected with the struggle of the Russian people against the Tatar-Mongol invasion. The bloody battles between the Russian warriors and Tatar detachments are witnessed by a large number of ancient graves on the territory of Meshchera.

A special kind of cultural heritage of the Meshchera is folk trades and crafts preserved among the local population: weaving from the withe, making hollowed-out boats, souvenirs made of natural material – birch bark, glass, clay. An important element of the spiritual heritage is local folklore, rituals and traditions.

The Meshchera region has long attracted and inspired poets and artists. The marvelous Meshchera nature was sung by S. Esenin and I. Levitan in their works.

The Meschera National Park is famous not only for its extraordinary nature, but also for the excellent conditions for tourists to relax. The tourist complex "Khrustalny", which is located right in the city, close to other attractions of Gus-Khrustalny, seems to precede acquaintance with the reserve. On the territory of the complex there are several unique expositions: a collection of butterflies, the largest in the Vladimir region, an exhibition of beetles, lichens. Here you can see a huge model, exactly repeating the landscape and flora of the Meshchera National Park.

In the tourist complex you can also decide on excursions and various routes (walking, bicycle, bus) along the reserve. For the convenience of tourists Meschera National Park has 14 equipped areas where you can arrange camping and live a couple of days in nature.

Short routes or, as they are called here, ecological trails are equipped with information stands, sculptures of animals that live in the park. There is even a trail dedicated to the most famous characters of Russian fairy tales: Baba-Yaga, Emelya, Ruslan and Lyudmila, Ivan Tsarevich and other fairy-tale heroes will meet on the way.

On the territory of the Meshchera National Park in Tasinsky settlement (it is about 26 km from Gus-Khrustalny) there is a unique local history complex where you can see the real Russian huts, bathhouses, wells and other objects of the 19-20th centuries under the open sky. In addition, tourists are offered interactive programs with a national flavor. Holidays, devoted to the New Year, Christmas, Shrovetide, are organized on a special scale in the local lore complex.

The National Park "Meshchera" in Gus-Khrustalny is open all year round.

Author: V. Korolkova

Национальный парк Мещёра

Гусь-Хрустальный известен не только как город хрусталя, но и тем, что здесь начинается территория Национального парка «Мещёра». Заповедник славится первозданной природой Мещёрской низменности, ее богатейшей флорой и фауной.

Он был создан в 1992 году на территории Владимирской области (юго-восток) для сохранения этого уникального природного и историко-культурного комплекса. На западе парк граничит с Московской областью, к южной стороне примыкает Национальный парк «Мещёрский» Рязанской области. Национальный парк занимает 118 900 га земель, из них 61 % предоставлены парку, а 39 % отведены под хозяйственную деятельность различным собственникам. 

Сформированный в древности ландшафт парка представляет собой заболоченную, покрытую сосново-березовыми лесами равнину. Лесистость парка составляет 63%.

Мещёра – край дремучих лесов и болот, тихих рек и красивых озер, заповедный, таинственный – нашла отражение в русском фольклоре, в сказках и былинах. Соловей-разбойник, согласно преданиям, промышлял на старинном Муромском тракте, лешие населяли дремучие леса, а водяные русалки – природные водоемы.

Территория национального парка богата историческими достопримечательностями. Здесь обнаружены следы пребывания древнего человека, который селился у рек и озер, относящиеся к эпохе cредне-позднекаменного века (VII-III тыс. до н.э.). По территории парка проходил древний торговый сухопутный Рязанский тракт, соединяющий два города Рязань и Владимир. Мещёрские леса тесным образом связаны с борьбой русского народа против татаро-монгольского нашествия. О кровавых битвах между русскими дружинниками и татарскими отрядами свидетельствует большое количество древних захоронений на территории Мещёры.

Города и деревни Мещёры имеют неповторимый архитектурный облик: изящные храмы, изумительное резное оформление бревенчатых домов. Особый вид культурного наследия составляют народные промыслы и ремесла, сохранившиеся среди местного населения: плетение из лозы, изготовление лодок долбленок, изготовление сувениров из природного материала – бересты, стекла (гутный промысел), глины. Важным элементом духовного наследия является местный фольклор, обряды и традиции.

Мещёрский край издавна привлекал и вдохновлял поэтов и художников. Его дивную природу воспели в своих творениях С. Есенин и  И. Левитан.

Национальный парк «Мещёра» славится не только своей необыкновенной природой, но и прекрасными условиями для отдыха туристов. Туристический комплекс «Хрустальный», который располагается прямо в черте города, недалеко от других достопримечательностей Гусь-Хрустального, как бы предваряет знакомство с заповедником. На территории комплекса представлено несколько уникальных экспозиций: самая большая во Владимирской области коллекция бабочек, выставка жуков, лишайников. Здесь можно увидеть огромный макет, в точности повторяющий ландшафт и флору Национального парка «Мещёра».

В туристическом комплексе также можно определиться с экскурсиями и различными по длительности маршрутами (пешими, велосипедными, автобусными) по заповеднику. Для удобства туристов Национальный парк «Мещёра» располагает 14 оборудованными площадками, где можно устроить кемпинг и пожить пару дней на природе.

Непродолжительные маршруты или, как их здесь называют, экологические тропы, оборудованы информационными стендами, скульптурами животных, обитающих в парке. Предлагается даже тропа, посвященная самым известным персонажам русских сказок: на пути повстречаются Баба-Яга, Емеля, Руслан и Людмила, Иван-царевич и другие сказочные герои.

На территории Национального парка «Мещёра» в посёлке Тасинский (это примерно в 26 км от Гусь-Хрустального) находится уникальный краеведческий комплекс, где под открытым небом можно увидеть настоящие русские избы, бани, колодцы и другие объекты старины XIX-XX веков. Кроме того, туристам здесь предлагают интерактивные программы с национальным колоритом. С особым размахом в краеведческом комплексе проходят праздники, посвященные Новому году, Рождеству, Масленице.

Национальный парк «Мещёра» в Гусь-Хрустальном работает круглый год.

Вход в музеи и экспозиции:

  • от 20 руб.,
  • для школьников, студентов и пенсионеров – от 10 руб.

Экскурсионное обслуживание:

  • от 100–150 руб. на человека.

Посещение экологических троп оплачивается отдельно:

  • от 30 руб.,
  • для школьников, студентов и пенсионеров – от 20 руб.

Сопровождение экскурсовода:

  •  от  200–250 руб. на человека.

Автобусная экскурсия по заповеднику:

  • 300 руб.,
  • для школьников, студентов и пенсионеров – 200 руб.

Адрес ФГБУ «Национального парка «Мещера»: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Интернациональная, д.111.
Телефон: +7 (49241) 3-52-20
E-mail: meshera.park@rambler.ru
Сайт: www.park-meshera.ru