«На реке, на Оке, от столиц вдалеке…»
История Владимирского и Нижегородского края тесно переплетена, а река Ока издавна была не только водоразделом, но и соединяла соседние территории. Как эта связь отразилась на судьбе Навашино, что на правом берегу Оки?
Навашино – это административный центр Навашинского округа, Нижегородской области. Считается отдельным городом с 1957 года. Но до этого времени нынешняя территория города называлась Мордовщиковским районом, который был образован при создании Владимирской области в августе 1944 года. Это был сельскохозяйственный район с единственным в то время промышленным предприятием Мордовщиковской судоверфью, которая и принесла району широкую известность.
До 1920-х годов территория принадлежала Владимирской губернии и была прочно соединена с Муромскими землями. Две территории друг от друга отделял разлив реки Оки, которая широкой полноводной лентой простилалась меж берегами. Переправу между пунктами по воде помогала осуществлять судостроительная верфь, заложенная ещё в 1907 году на правом берегу реки Оки – то есть в селении Мордовщик.
Участок для верфи был выбран вблизи уже построенной железной дороги – Кулебаки-Липня. Мордовщик и было названием для этого участка, который располагался вблизи села Липня. Мордовщик находился примерно в 26 верстах от Кулебак, в 8 верстах от Мурома, на территории Липненской волости Муромского уезда Владимирской губернии.
В 1908 году на Мордовщиковской судоверфи была построена первая нефтеналивная баржа «Екатерина Великая».
В 1935 году впервые не только в СССР, но и в мире было построено крупнотоннажное целиком сварное судно – нефтеналивная баржа грузоподъемностью 6000 тонн «Комсомолка Судоплатова».
Судоверфь стала градообразующей, полностью подняв на себе будущий город Навашино, названный в честь одноимённой железнодорожной станции Навашино Московско-Казанской железной дороги, проходящей через селение Мордовщик.
Фото из книги "Корабелы былинного края". История Навашинского судостроительного завода. – Ленинград, "Судостроение", 1982
С середины 1930-х годов судоверфь, а вместе с ней и сам город, плавно развиваются, параллельно помогая развиваться и сельскому хозяйству. Завод несколько раз реконструируется, возрастают его мощности, набирают обороты строительства новых типов и моделей судов.
В годы Великой Отечественной войны судоверфь внесла огромнейший вклад в оборону страны: для нужд фронта было изготовлено 60 тысяч малых саперных лопат, более тысячи противотанковых ежей, более ста бронированных скрывающихся огневых точек, 180 бронированных башен для кораблей ВМФ, более 188 тысяч корпусов и деталей для боеприпасов, множество понтонно-мостовых парков для наведения водных переправ.
После самой крупнейшей реконструкции в 1959 году, которая длится на протяжении двадцати лет, предприятие расширяется и полностью меняется как внешне, так и внутренне. Судоверфь теперь специализируется на постройке средне-тоннажных судов (судов внутреннего плавания, смешанного река-море плавания, морских судов, плавучих насосных станций, изготовлении специальных комплексов переправочных средств, металлоконструкций). Максимальные размеры судна, строительство которого может обеспечить завод, определяются габаритами шлюзов внутренних водных путей и составляют: длина до 140 м, ширина до 17,2 м, осадка порожнем до 3,5 м, высота габаритная до 15,7 м.
С 1958 года Мордовщиковский судостроительный завод стал именоваться – Навашинский судостроительный завод, а с 2004 года – ОАО «Окская судоверфь».
Но не одним судостроительным заводом Навашино связано с Владимирской областью.
1955 год – это год начала строительства завода стройматериалов. С этого времени начинается полномасштабное благоустройство города. За последующие 20 лет город превратится в полномасштабный районный центр. Кирпич завода идёт не только на строительство будущего Навашино, но и отправляется в Выксу, Кулебаки, Арзамас, Муром и другие районы Горьковской области, а также в сам Владимир.
Строятся современные благоустроенные и многоквартирные дома на центральной площади имени Ленина, проспекте Корабелов, строятся здания хлебозавода, железнодорожного вокзала, районного узла связи, дворцов культуры и спорта, а также прокладываются асфальтированные улицы, канализационная система. Силами района была возведена объездная дорога-дамба спасающая город и его окрестности от весеннего затопления, разгружающая город от транзитного автотранспорта.
Кирпичный завод будет также зависеть от Судостроительной верфи, что ещё раз подчеркивает, что она – градостроительница города и района. Судоверфь будет известна своим мостостроением, ведь наряду с обычным судостроением, будет развиваться и мостовое направление. Завод станет единственным в России изготовителем понтонно-мостовых переправ, предназначенных для нужд Министерства обороны РФ, а также для гражданского назначения.
Одним из таких примеров служит вантовый мост, соединяющий два берега Оки между Навашино и Муромом. В 2006 году Окская судоверфь изготавливала металлоконструкции для вантового моста, длина которого составляла около 1400 метров. Дорожное полотно держалось на вантах, которые крепились на трёх основных опорах из монолитного железобетона высотой 90 метров. Две опоры были расположены на берегах, ещё одна – посередине реки.
Процесс строительства вантового моста
Ранее, до 2009 года, когда вантовый мост был сдан в эксплуатацию, Муромский район и Навашинский район соединял понтонный мост, также сделанный силами судоверфи.
После окончания строительных работ старый мост разобрали и переправили в Павлово, где он успешно продолжает являться переправой через реку Оку, но уже между городом Павлово и рабочим поселком Тумботино.
Освещение вантового моста ночью