Церковь Козьмы и Демьяна

У самого берега Оки на невысоком холме стоит одна из старейших сохранившихся в Муроме церковь Козьмы и Демьяна (предположительно 1541-1556 гг.). По одной из легенд, Косьма и Дамиан – римляне, пришедшие на Русь и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их канонизировали. На Руси они были покровителями кузнечного дела.

По другому преданию, которое получило более широкое распространение, в июле 1552 г. на месте, где сейчас стоит церковь, был разбит шатер Ивана Грозного, где он обдумывал план взятия Казани. К царю явились два брата-кузнеца Козьма и Демьян и вызвались помочь в переправе войска на другой берег Оки. Под покровом ночи они проникли во вражеский лагерь, который был на противоположном берегу, и подожгли его. Воспользовавшись переполохом, войско Ивана Грозного успешно переправилось через реку и разбило врагов. Но братья-храбрецы погибли и были причислены к лику святых. Церковь, построенную после взятия Казани, назвали Козьмодемьянской. На ее сооружение царь прислал «от своих щедрот» пятьсот рублей.

Как и большинство сооружений XVI в., шатровая Козьмодемьянская церковь отличается четкостью пропорций и простотой. Она представляет невысокий, квадратный в плане четверик. Полукруглая выступающая апсида с тремя небольшими окошками почти свисает с холма и опирается на специально возведенный для нее подклет, который в старину, видимо, служил склепом. Четверик отделен от апсиды глухой стеной. Алтарь был виден собравшимся в храме через небольшую арку в центре стены. Помещение для молящихся было очень маленьким и скудно освещалось единственным окошком в западной стене. Шатер был глухим. Очевидно, для лучшего освещения в XVIII в. в южной стене храма было пробито окно. Интерьер был очень скромным.

Архитектурное значение церкви Козьмы и Демьяна заключается именно во внешнем убранстве, простом, но изысканном. Каждая стена делится неширокими пилястрами на три части. Двери обрамлены перспективными порталами с килевидными  архивольтами. Карниз украшен лентой поребрика. Самой эффектной частью был шатер. Основанием его служил глухой восьмерик, от которого до наших дней сохранилась лишь нижняя половина, украшенная переплетением шестнадцати декоративных килевидных кокошников, что было уникально для русской архитектуры того времени.  

В 1868 г. шатер Козьмодемьянской церкви рухнул. Но по сохранившимся более ранним рисункам можно представить его облик. В плане шатер церкви имел форму шестнадцатиконечной звезды. У его основания, на границе соединения с верхней частью восьмерика, зодчие поместили ряд ширинок и ряд трехгранных кокшников.

Небольшая церковь Козьмы и Демьяна была лучшим созданием московских зодчих XVI в. в Муроме и занимает место в ряду таких прославленных шатровых храмов, как церковь Вознесения в селе Коломенском и храм Василия Блаженного на Красной площади Москвы. Поэтому многие специалисты считают, что сооружали церковь если и не сами прославленные мастера Барма и Постник, то зодчие, работавшие до приезда в Муром в их артели.

В 1901 г. была возведена невысокая кровля над оставшимися полуразвалинами церкви.

Долгие десятилетия церковь Козьмы и Демьяна стояла пустой и нереставрированной. Лишь к 2010 г. были проведены  работы по восстановлению утраченного шатра. На сохранившийся восьмерик был установлен деревянный каркас, на котором укрепили шатровое завершение.

В настоящее время церковь Козьмы и Демьяна является недействующей.

Автор: В. Королькова