Свято-Троицкий монастырь

История Свято-Троицкого женского монастыря уходит истоками в середину XIV в., когда Муромский князь Юрий Ярославич (1345-1354 гг.) обустраивал свою вотчину. Тогда на территории «старого вышнего городища» была сооружена деревянная приходская Троицкая церковь.

После недолгой полосы оживления каменного строительства в Муроме во второй половине XVI в. при Иване Грозном оно возрождается лишь в 1640-е годы. При этом оно велось преимущественно на средства местных купцов, наиболее состоятельные из которых жили уже в Москве, как представители «московской сотни», по указу царя Михаила Федоровича. Особенно много пожертвований на церковное строительство в Муроме сделал купец Тарасий Борисов, прозванный в народе Богданом Цветным.

На средства, выделенные Богданом Цветным в 1642 г., начали строить на месте прежней деревянной Троицкой церкви новую, каменную. Ровно через год храм предстал перед изумленными его красотой горожанами. Вскоре Богдан Цветной получил разрешение основать при церкви женский монастырь. На его средства началось интенсивное строительство обители. В 1648 г. рядом с Троицкой церковью, ставшей монастырским собором, были возведены нарядная надвратная церковь Казанской Богоматери, шатровая колокольня и часть каменной монастырской стены, строительство которой в XVII в. так и не было окончено. Эти каменные строения образовали красивейший ансамбль на большой торговой площади Мурома.

Троицкий собор небольшой по размеру и не похож на величественные монастырские храмы. Но обилие всевозможных декоративных деталей придает ему неповторимую праздничность. Стены украшены множеством элементов: рядами ширинок, двойными и одинарными гирляндами изразцовых поясов, наличниками разнообразных форм, аркатурно-колончатым фризом. Свод четверика зодчие оформили двойной лентой больших килевидных кокошников. Третий ряд похожих кокошников, но меньших по размеру, был размещен у оснований барабанов пяти глав. Вход на галерею собора оформлен в виде шатровой беседки на четырех восьмигранных столбах. Вставки из цветного лекального кирпича и пояса изразцов терракотового, зеленого, золотистого цветов на стенах храма поблескивали в лучах солнца и придавали  ему особое изящество и неповторимость в Муроме. Изразцовый убор Троицкого собора разнообразен по тематике рисунков: не только орнаменты, но и фигуры драконов, двуглавых орлов, птиц-Сирин, воинов на конях. Еще одним украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты – шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII в. 

Декоративное убранство шатровой колокольни и надвратной Казанской церкви, выстроенных через пять лет после собора, кажется еще более пышным. Это было не случайно, ведь здания монастырского ансамбля, выходя фасадами на торговую площадь Мурома, были ее главным украшением, и в какой-то мере оправдывали прозвище их состоятельного заказчика – Богдана Цветного. Богатое оформление храмов Свято-Троицкого монастыря оказало большое влияние на развитие муромской архитектуры второй половины XVII в., выступив неким эталоном.

К сожалению, до нашего времени не дошли интерьеры Троицкого собора и Казанской надвратной церкви. Уже в конце XVIII в. здесь были проведены значительные переделки. Однако известно, что отличительной особенностью этих храмов является наличие внутри зданий «голосников» – резонаторов кувшинообразной формы, утопленных в стены и улучшающих в значительной мере акустику.

В 1975 г. на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющий памятником деревянного зодчества XVIII в.

С момента основания монастыря здесь хранился Виленский крест-мощевик – одна из первых святынь монастыря. В него помещена часть мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, убитых в Литве в 40-х гг. XIV в. Считается, что Богдан Цветной получил этот крест от человека, участвовавшего в походе на Вильнюс, уроженца Арзамаса, и даровал Свято-Троицкому монастырю. 15 мая 1996 г., к пятилетию возрождения обители, древняя монастырская святыня была возвращена обители из городского музея.

Самая почитаемая святыня Троицкого монастыря – мощи святых благоверных супругов князя Петра и княгини Февронии Муромских. Они были канонизированы в 1547 году, но в Муроме их почитали задолго до церковного прославления. Предания об их удивительной жизни передавались на Муромской земле из уст в уста. По легенде, возлюбленные долго и счастливо княжили в Муроме в XIII в. и умерли в один день. Считается, что припадающие с молитвой к мощам семейные пары получают исцеление от бесплодия, а также счастье в семейной жизни. В 1992 г. мощи святых Петра и Февронии также возвращены в Свято-Троицкий монастырь из городского музея, где они хранились с 1923 г. после закрытия Рождественского собора в Муроме. С 2008 г., который был объявлен в России годом семьи, 8 июля в день памяти святых супругов Петра и Февронии отмечается государственный праздник – День семьи, любви и верности.

В 1991 г. женский Троицкий монастырь, первый  во Владимиро-Суздальской епархии, возродился как действующая обитель. Вместе с возрождением произошло и восстановление его давних традиций. Ранее монастырь славился искусством золотого шитья, и сейчас в обители можно увидеть иконы, созданные руками нынешних сестер. Необычен вышитый золотом иконостас придела в честь святых праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании. Кроме золотошвейной мастерской в обители действует керамическая мастерская – ее изделия можно приобрести в церковной лавке.

С 2001 г. при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних сирот и престарелых. Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс».

Автор: В. Королькова