Центр традиционной Мстёрской миниатюры

Поселок Мстёра имеет широкую известность благодаря уникальному промыслу, которым издавна занимались его жители – иконописание. Есть сведения, что его основателем на мстёрской земле был столичный иконописец А. Алексеев, которого покорили трудолюбие и природное дарование  местных умельцев. Созданию мстёрской школы иконописания содействовал и Богоявленский монастырь. Вероятно, промысел зародился в Богоявленской слободе (с XIX в. – Мстёра) в конце XVII-начале XVIII вв. Это подтверждают документы того времени – «виды на отлучку», которые получали мстёрские художники для производства иконописных работ в разных городах России и, прежде всего,  в Петербурге и Москве. Так постепенно формировался новый центр иконописания.

Развитию доходного ремесла способствовали и сами вотчинники – князья Ромодановские.  Использовать «богомазов» на барщине было не выгодно, поэтому князья большую часть населения Богоявленской слободы переводят на оброк. Иконописание было доходным делом. Поэтому за «освобождение» в 1861 г. граф Панин, который к этому времени был здесь основным землевладельцем, назначил мстёрским крестьянам огромную сумму – 300 тысяч рублей.

Среди иконописцев формировалось свое разделение труда и специализация. Были виртуозные мастера, сохраняющие лучшие традиции древнерусской живописи. Среди них – так называемые «старинщики», которые занимались имитацией и подделкой под старинные иконы, а также реставрацией старых икон. Старинщики даже вновь написанной иконе могли придать вид древней. Работы таких художников стоили очень дорого. Большинство же мастеров выполняли расхожие иконы со стандартными ликами  и дешевыми ризами из фольги. Характер работы был своеобразным: мастер писал не всю икону, а какую-то ее часть – лик, руки, одежду. Несмотря на невысокое качество, эти иконы в огромном количестве расходились по всей России, принося большие барыши.

Развитие фабричного производства окладов для икон в конце XIX в. делало продукцию более массовой и дешевой, но подрывало творческие начала иконописания. Во Мстёре появилось две большие фабрики, принадлежавшие В.С. Крестьянинову, с паровыми двигателями, изготовлявшие фольгу. Недорогая «фолежная икона» с написанными по шаблону только ликами и руками и убранная разноцветной фольгой, имитирующей драгоценные ризы, оттесняет живописную икону. 

В начале XX в. промысел резко пошел на спад. После 1917 г., когда рушились привычные представления о жизни и религии, врывались новые формы быта, иконописцы стали искать другие возможности применения своего мастерства. Особенно сложно пришлось живописцам по призванию, которые не могли жить вне искусства. Но все же новые организационные формы и новые художественные изделия были найдены. В 1923 г. иконописцы Н.П. Клыков и А.И. Брягин содействовали образованию артели «Древнерусская народная живопись». Девять энтузиастов-художников получают заказ на изготовление расписных братин, ковшей, поставцов, матрешек для Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. Но большого спроса на эти изделия не последовало.

Только к 1930 г., благодаря товарищеской помощи мастеров подмосковной Федоскинской артели и используя опыт Палеха, бывшие мстёрские иконописцы начали полноценно применять свою виртуозную технику миниатюрной живописи. Мастера стали изготовлять шкатулки разных размеров и форм из папье-маше, расписывать их темперными красками, приготовленными, как в иконописи, по древним рецептам  на яичной эмульсии с добавлением воды и кваса, покрывать лаком по особым технологиям. В 1931 г. возникает новая артель «Пролетарское искусство», мастера которой выработали собственный подход к лаковой миниатюре.

Мстёрская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Это проявляется, в частности, в условности композиций – ярусность построения, равномасштабность фигур, объединение разновременных событий. Для произведений характерен яркий декоративный колорит. Это отличает мстёрскую миниатюру от палехской, которая выполняется на черном фоне. Еще одна ее особенность – полоска тонкого золотого орнамента, обрамляющая изображения. Темы миниатюры разнообразны: исторические, сказочные, былинные, песенные сюжеты и даже сцены из повседневной жизни. 

Оригинальный стиль росписи создал художник Е.В. Юрин, который стал изображать цветы, фрукты, птиц. Это орнаментальное направление было развито в творчестве его учеников. Произведения мстёрских художников начали экспонироваться на отечественных и зарубежных выставках, в том числе на  всемирной выставке в Париже (1938 г.), Нью-Йорке (1939 г.), где были удостоены дипломом, золотых и серебряных медалей. Таким образом, они получили широкую известность и признание. 

В годы Великой Отечественной войны большинство мастеров ушло на фронт. После войны промысел переживал трудный период. Только в 1960-1970-е гг. на фабрике «Пролетарское искусство» началось возрождение традиций и поиск новых направлений в развитии художественного искусства. 

В 1994 г. фабрика реорганизована в ТОО ЦТММ, а с 20 мая 1998 г. организован  Производственный кооператив «Центр традиционной Мстёрской миниатюры» (ПК ЦТММ).

Лаковая миниатюра Мстёры – это широкий ассортимент изделий с большим разнообразием размеров и форм: шкатулки, ларцы, очешники, офисные наборы, баулы, пудреницы, визитницы, сигарницы, настенные панно, броши и многое другое. Все изделия имеют традиционную маркировку: год изготовления, фамилия автора или исполнителя и место расположения – «Мстёра». На донце изделия под лак клеится товарный знак.

Искусство Мстёры уникально как по технике письма, так и по характеру материалов, методу создания художественных образов. Образцы зарегистрированы Министерством промышленности и торговли РФ и отнесены к изделиям признанного художественного достоинства. Интересные образцы мстёрской миниатюры представлены в экспозиции Мстёрского художественного музея.

В настоящее время «Центр традиционной Мстёрской миниатюры», возвращаясь к истокам, большое внимание уделяет выпуску религиозной продукции: иконостасов, икон, складней, молитвенников, пасхальных яиц.

О широкой известности мстёрских иконописцев свидетельствуют коллекции икон Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и многих частных собраний.

Почти половина населения Мстёры – художники. Они образуют целые династии, в которых секреты иконописи передаются из поколения в поколение. Местное художественное училище воспитало немало именитых мастеров, работы которых можно найти во многих храмах России, а также в домах многих православных семей.

Автор: В. Королькова