Усадьба фабрикантов Думновых в селе Заречье

Усадьба Думновых – единственный в России музейный комплекс, отражающий историю ручного шелкового и бархатного ткачества. Этот уникальный промысел был распространен в XIX в. в бывшем Покровском уезде Владимирской губернии и не имел аналогов в других регионах России.

Иван Фадеевич Думнов в середине XIX века одним из первых наладил у себя в Заречье (Киржачский район Владимирской области) производство шелкового бархата, плюша и различных шелковых тканей: атласа, плиса, фая, бурса и т.п. Этот необыкновенной красоты, ручной работы шелковый бархат поставлялся в самые дорогие магазины Москвы, Санкт-Петербурга и даже к царскому двору.

Ручные станки устанавливали в так называемых фабриках-светелках – избах с большим количеством окон, чтобы было светлее. Интересно, что каждое окно состояло не из привычных двух или четырех стекол, а из большого количества маленьких ячеек. Объяснялось это разумной экономией: веретено нередко срывалось, отлетало в окно, и чтобы не менять каждый раз дорогие стекла целиком, их предусмотрительно разделяли на фрагменты. В селе почти в каждом доме занимались шелковым ткачеством. Работали семьями, ткали все – мужчины, женщины, старики и дети.

Иван Думнов вместе с братьями активно занимались благотворительностью. На их средства был выстроен красивейший храм Казанской иконы Божией Матери над рекой Шерной в Заречье. Думновы жертвовали десятину на строительство школы, сельской больницы и содержали их. И.Ф. Думнов, являясь попечителем школы, писал учебники по математике для учащихся. Бедным никогда не отказывали в помощи. За большие пожертвования И.Ф. Думнов получил купеческое звание и серебряную медаль Синода. 

Почти всю Россию думновские ткачи обеспечивали шелком и бархатом. Но после революции оказалось, что роскошные тонкие материи народу чужды, и производство перепрофилировали на искусственный плюш и подкладочные ткани.

Сегодня фактически исчезнувший промысел все же является неотъемлемой частью истории Владимирского края и важной составляющей его культурно-исторического наследия. Благодаря энтузиазму известной художницы по куклам, правнучки И.Ф. Думнова, Галины Масленниковой, был создан Музей-усадьба Думновых. Выкупив свой родовой дом у государства более 10 лет назад, она восстановила его с исторической точностью, используя семейные документы, рассказы и дары старейших жителей села, работая несколько лет в архивах г. Владимира, г. Киржача и г. Москвы. С помощью спонсоров и при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника семье Масленниковых удалось привести усадьбу в порядок, воссоздать старинные интерьеры, разбить сад и собрать коллекцию экспонатов, посвященных уникальному ремеслу, которым славилось село Заречье.

Идею Г. Масленниковой поддержали зареченские жители. Они охотно отдавали старинные вещи для музейного собрания – почти в каждом доме на чердаке завалялся какой-нибудь исторический объект вроде бабушкиной прялки, деталей ткацких станков, разной старинной утвари. Кое-что отыскали в других деревнях, закупили у антикваров. Сегодня музей гордится, например, наличием крайне редкого ручного ткацкого станка.

На территории усадьбы находится копия традиционной для села бревенчатой фабрики-светелки, где представлен весь процесс создания шелковой ткани на основе действующего ручного оборудования. По существовавшим в старину правилам, этот фабричный «цех» стоял в стороне от жилых построек – слишком много шума давало ткацкое производство. Именно это обстоятельство уберегло наиболее ценную часть музейной экспозиции от пожара, который усадьба перенесла в 2009 г.

Здесь находится коллекция образцов старинных шелковых и бархатных тканей XIX в. и редкостная женская одежда, пошитая из них. В светелке также представлены предметы крестьянского быта сельских ткачей XIX в., а на втором этаже размещена выставка авторских этнографических кукол Галины Масленниковой, объединенных единым сюжетом на тему жизни русской деревни. Они поддерживают общий стиль усадьбы – румяные крестьяне и крестьянки в ярких костюмах разных областей России.

Кроме того, в старинной усадьбе, которая сегодня работает еще и как гостевой дом, посетители становятся участниками своеобразной исторической реконструкции русского быта. Они могут «побывать в гостях» у хлебосольных купцов Думновых, отведать вкусных щей и пирогов, гречневой каши с грибами, приготовленных в русской печи, попить чаю из самовара с душистыми травами, собранными на окрестных лугах, попариться в русской баньке, поработать на ткацком станке, послушать песни крестьянских девушек-ткачих.

Автор: В. Королькова