Георгиевский собор

Георгиевский собор – главная достопримечательность г. Гусь-Хрустального. И не только потому, что сегодня в нем располагается Музей хрусталя им. Мальцовых, который стал практически символом города.

Сам храм заслуживает особого внимания. Собор был построен в период 1892-1903 гг. на средства известного российского мецената и стеклопромышленника Ю.С. Нечаева-Мальцова. А расходы были немалые, ведь строился собор по проекту Л. Н. Бенуа, профессора Академии Художеств и одного из самых на то время известных архитекторов России. Кстати, и сам меценат многие годы был почетным членом, а затем вице-президентом Академии Художеств. Храм был на редкость красив и стал гордостью не только города, но и всей Владимирской губернии. Сам Бенуа отмечал, что этот храм – одно из лучших его творений.

Мастерский образец «русского стиля», собор был грандиозным сооружением с трапезной, придельными церковками, шатрами над колокольней и папертями, галереями. В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества: ряды кокошников по верху здания, красивые наличники окон с килевидными арками, резные порталы, высокие крытые крыльца с узорными столбами, изразцовые украшения стен. Сочетание естественного цвета красного кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным.

Внутреннее пространство храма выдержано в стиле базилики с колоннадой из черного лабрадорита. Кроме традиционного церковного убранства, собор поражал огромным живописным полотном (7х7 м) на западной стене – «Страшный суд» кисти знаменитого В.М. Васнецова. Возвращенное сюда после долгого отсутствия, оно сегодня  вызывает особый интерес специалистов и любителей искусства. Художником было написано еще несколько несохранившихся полотен для собора, а также эскизы для бронзового с эмалью иконостаса.

Сегодня реставрирована и выполненная по эскизу Васнецова великолепная мозаика «О тебе радуется, Благодатная», украшающая алтарную часть собора. Для ее изготовления был приглашен известный петербургский мастер-мозаичист В.А. Фролов, будущий исполнитель мозаичного фриза для Мавзолея В.И. Ленина, смальтовых мозаичных панно на многих станциях Московского метро и др. Васнецов оценил его мозаичную работу как безукоризненную. Мозаика Георгиевского собора, выполненная в технике полихромной смальты, рождала живописную игру цветовых преломлений и отражений. Это произведение искусства двух знаменитых мастеров-художников ценно для нас своим гуманистическим, а не религиозным содержанием. В нем в совершенстве воплощен всеобщий образ материнства.

Когда хозяина Гусевской хрустальной фабрики Ю.С. Нечаева-Мальцова спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения храма, расположенного в глуши Владимирской губернии, он с гордостью отвечал, что наступят времена, и сюда, в Гусь, будут приезжать настоящие ценители русского искусства. Архитектура Бенуа, живопись Васнецова, талантливо переведенная в мозаику Фролова, – все слито в гениальный художественный  ансамбль. Мечтам мецената суждено было сбыться, но только почти через столетие.

А в 1920-е гг. Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, как и многие храмы в стране, подвергся значительным изменениям. У него безвозвратно были снесены купол, верхний ярус и  колокольня. Собор, который по своему новому виду перестал напоминать культовое строение, отдали под нужды и деятельность «Дворца труда».

Только спустя десятилетия Владимирскими реставраторами восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные решетки, резные створы огромных деревянных дверей. Как заново рожденная, в соборе многоцветьем засверкала мозаика. После сложнейших работ, произведенных группой петербургских реставраторов под руководством А.Я. Казакова, известного по реставрации росписей Исаакиевского собора, дворцов Петергофа, вернулась на свое место картина В.М. Васнецова «Страшный суд».

Но, несмотря на все труды и надежды верующих, собор так и не стал действующим. Сегодня Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном служит выставочной площадкой, поскольку здесь размещен Музей хрусталя им. Мальцовых, входящий в объединение Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Впечатление от храма усиливается архитектурным оформлением близлежащих зданий. По проекту Л.Н. Бенуа в 1897 г. почти напротив собора была выстроена богадельня – одноэтажное здание с аркой в центре и высокой, как у терема, крышей, увенчанной главкой. Композиция фасада близко повторяла решение бокового нефа Георгиевского храма. Ныне в этом здании надстроен второй этаж и размещается городская и районная администрации. К западу и северу от собора в конце 1880-х гг. появились одноэтажные домики в стиле XVII в., которые до сих пор создают неповторимый колорит города. Напротив храма в 1898 г. уже по проекту архитектора В.А. Покровского, ученика и помощника Л.Н. Бенуа, будущего советского академика, были построены два корпуса мужского начального училища. Эти здания по своему стилю перекликались с постройками Бенуа и удачно завершали архитектурный ансамбль. Сегодня в них располагаются управление образования и Гусь-Хрустальный историко-художественный музей.

Георгиевский собор с Музеем хрусталя – это настоящее богатство провинциального стеклодельческого города. По вечерам, когда у храма  включают подсветку, этот уголок Гусь-Хрустального становится по-особенному красивым.

Автор: В. Королькова