Свято-Благовещенский монастырь

В центре Мурома, буквально «плечом к плечу» с Троицким монастырем, расположился великолепный Благовещенский монастырь. История Свято-Благовещенского мужского монастыря уходит корнями в период крещения Муромской земли на рубеже XI-XII вв., которое связано с именем князя Константина (Ярослава) Святославича. В этом деле ему помогали сыновья – Михаил и Федор. В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI в.) говорится, что муромские язычники, не желая принимать христианства, убили его младшего сына Михаила, защищавшего княжеские палаты. Навстречу разъяренной толпе вышел Константин с иконой Богоматери в руках, а не с оружием. Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство и раскаялись в злодеянии. В дальнейшем икона Богоматери греческого письма, привезенная князем из Византии, стала именоваться Муромской. В память об этом событии был поставлен деревянный храм Благовещения Богородицы, а рядом с ним похоронили убитого Михаила. Со временем, вся княжеская семья была похоронена здесь. В 1547 г. князья Константин, Михаил и Феодор были канонизированы. В Благовещенском соборе находилась икона Муромской Богоматери.  

В 1552 г. во время похода на Казань царь Иван IV Грозный остановился в Муроме. Он отслужил молебен муромским святым и обещал построить в городе несколько храмов в случае победы над Казанью. В 1553 г., во исполнение этого обета, на месте старой деревянной церкви был возведен великолепный каменный Благовещенский собор, куда были перенесены мощи святых Константина, Михаила и Феодора. Так был основан Благовещенский монастырь, который пользовался высочайшим покровительством царя. Иван Васильевич выделил монастырю средства из государственной казны, земельные владения, прислал богатую церковную утварь.

В 1616 г. монастырь был разграблен и разорен во время польско-литовского нашествия. Отряд пана Лисовского вывез многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Но, благодаря новым царским пожертвованиям, началось постепенное восстановление обители. Основные же средства на обновление собора выделил богатый муромский купец Тарасий Борисов, прозванный в народе Богданом Цветным, который в конце жизни принял постриг в Благовещенском монастыре и был здесь похоронен.

В 1664 г. Благовещенский собор был основательно перестроен и приобрел совершенно новый облик, практически ничего общего не имеющий с творением зодчих середины предшествующего столетия. От прежнего здания сохранился лишь высокий подклет. Широкие стены собора делятся выступающими пилястрами-лопатками на три неравных части: средняя более узкая, чем боковые. Верхняя часть стен опоясана широким резным карнизом, с зубчиками и ширинками, который служит основанием для больших глубоких кокошников полукруглой формы, по три с каждой стороны здания. Над ними поднимается второй ряд несколько меньших по величине кокошников. Третий ряд килевидных кокошников служит основанием для вытянутых ввысь барабанов глав: центральный, световой барабан, более широкий; четыре угловых барабана – глухие, изящные, украшены аркатурно-колончатым поясом. Разнообразные по форме резные наличники больших окон с кокошниками создают на плоскостях стен причудливый орнамент, особенно эффектный в яркие солнечные дни.

С запада к собору пристроены невысокая крытая паперть и колокольня. Вход на паперть оформлен высокой беседкой крыльца, с бочкообразными и гранеными столбами. Над крыльцом возвышаются три шатра (один большой и два маленьких), увенчанные кувшинообразными главками. Нижний ярус стройной шатровой колокольни опоясан резным карнизом, близким по рисунку к собору. На колокольне были установлены часы с боем. Благовещенский собор по смелости композиционного решения и роскошному убранству не уступал столичным храмам.  

Интерьер собора был также богато декорирован. Роскошный перспективный портал, оформляющий вход в собор с паперти, украшен разнообразными розетками, бусинами, кувшинообразными столбиками.    

В Благовещенском соборе, как и во всех муромских храмах XVI-XVII вв. не было настенных росписей. Их отсутствие компенсировалось пышностью иконостаса в стиле барокко, старейшего в Муроме, сохранившегося до сегодняшнего дня. Он был поставлен в 1797 г. и сохранился благодаря тому, что храм практически не закрывался в советское время (не работал только в 1940-1942 гг.), единственный в Муроме. В нем есть старинные иконы XVI-XVIII веков: на западной стене храма – икона «Страшный Суд», рядом с ней – образы Николая Чудотворца и Иоанна Воина. Эти образы были написаны в самом Муроме, в иконописных мастерских при Благовещенском монастыре. В них работал один из известных муромских мастеров XVII – начала XVIII вв., А.И. Казанцев. Его иконы хранятся сейчас в собрании Муромского историко-художественного музея.

Во время войны с Наполеоном 1812 г., незадолго до сдачи Москвы, 10 сентября (по старому стилю), в Муром привезли две московские святыни – иконы Иверской Богоматери (ныне в московском храме в Сокольниках) и Владимирской Богоматери (ныне в храме при Третьяковской галерее). Их сохраняли в Благовещенском соборе до 20 октября 1812 г. Но еще до привоза этих святынь в Благовещенском монастыре уже был список Иверской Богоматери работы московских иконописцев 1688 г. Почитание ее вспыхнуло с новой силой, что выразилось в изготовлении серебряного чеканного оклада в 1816 г. на средства муромского купечества. Икона Иверской Богоматери является величайшей святыней Благовещенского монастыря.

В 1716 г. была возведена каменная надвратная Стефановская церковь. Несмотря на переделки 1836 г., эта небольшая одноглавая церковь не утратила своего первоначального вида и до сих пор очаровывает простотой и изяществом. Верх здания опоясан резным карнизом и одним рядом килевидных кокошников, а барабан главки украшен аркатурным поясом и карнизом, повторяющим декор стен. Арки в нижней части церкви декорированы колонками и балясинами в виде пилястр, опирающихся на постаменты. Оформление храма напоминает архитектурные традиции муромских церквей XVII в.

В 1811 г. монастырь был обнесен новой каменной оградой с угловыми башнями. Тогда же обновили и надвратную церковь. Больше каменных храмов на территории монастыря не возводилось. Только в 1828 г. выстроили келейный корпус, а в 1900 г. – одноэтажный дом игумена, завершивший оформление архитектурного облика Благовещенского монастыря.  

В 1919 г. монастырь был закрыт, братия разошлась жить по городским домам, но продолжала служить в соборе. Благовещенский собор действовал как приходской храм (кроме 1940-1942 гг.). В 1923 г. произошло вскрытие раки с мощами святых муромских князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до 1989 г.

Мощи святых князей были возвращены в храм в 1989 г. Там же хранится и надгробный камень с могилы святых князей, почитаемый в городе как помогающий исцелению больных. Он стоит у стены в притворе собора, слева от входа в придел апостола Ионна Богослова. В соборе лежит и другая реликвия монастыря – мощи святой XVII в. Иулиании Лазаревской.

В 1991 г. Благовещенский мужской монастырь был возобновлен. В 2007 г. у апсид Благовещенского собора, на месте захоронения (1914 г.) старца иеромонаха Аполлония Муромского, известного чудотворными деяниями, возведена небольшая стилизованная под древнерусские храмы часовня. 

Автор: В. Королькова